Для кого спасать?
В конце августа в красивейшем украинском городе Черновцы состоится очередной Международный конгресс украинистов. Лично я всегда с нетерпением ожидаю этого события, которое происходит раз в три года, но его значение для Украины и украинцев как нации гораздо шире. Люди, которые занимаются изучением какой-либо страны, обычно любят ее, иначе зачем бы они посвящали ей жизнь? Иностранные члены Международной ассоциации украинистов в подавляющем большинстве украинцы по происхождению, которые либо родились за границей, либо переехали туда. До обретения Украиной независимости большинство из них не имело возможности приехать сюда, но они нашли свой способ служения стране, о которой у них остались лишь туманные воспоминания, изучая ее историю, литературу, язык и многие другие аспекты ее жизни, которые при советском режиме клеймились как «буржуазный национализм», «узкий этнографизм»; были и другие подходящие эпитеты. Вообще все те из нас, кто изучал историю Восточной Европы, будь то Польша или Болгария, воспринимали это как особую ответственность. Мы не знали, когда это произойдет, но были уверены, что придет день, когда наши работы, на каком бы языке они ни были написаны, помогут тем, у кого так надолго отняли возможность самосознания, определиться с тем, кто они такие, откуда они и куда идут.
Мои коллеги-украинисты, как и украинская диаспора в целом, пытаются понять, почему Украина не следует по пути Польши, Венгрии или Чехии к Европе и Западу. Неужели украинцы хуже своих соседей?
Мои коллеги бьются над этим вопросом, и я вместе с ними. На Конгрессе мы будем разговаривать и учиться друг у друга, но я уже знаю, что собираюсь сказать: довоенная Советская Украина пережила такой «разрыв последовательности» в своем историческом развитии, что молодым львам «Расстрелянного возрождения» двадцатых, полагавшим, что они строят новый мир, выпала работа потруднее, чем диссидентам, считающим, что они чего-то добились в 1991-м. В то время как Украина готовится отпраздновать юбилей Владимира Щербицкого и в расширенном смысле прочих архитекторов генерального погрома украинской интеллигенции в 1972 году, можно только удивляться таким людям, как мои коллеги. Мы спасли все, что могли, но иногда нам трудно понять, для кого.
Выпуск газеты №:
№131, (2002)Section
Панорама «Дня»