Перейти к основному содержанию

Украинская история: санкция извне неуместна

18 июля, 00:00

Историческая справедливость... Эти два слова украинская общественность слышит, возможно, настолько часто, что от избыточного применения они теряют свое содержание, превращаются в трафарет, не способный уже по-настоящему кого-нибудь волновать. Но справедливость нужна живым, а не умершим; это не прихоть власти, а непременная предпосылка, без которой не может быть полноценного будущего.

Это мнение является тем более правильным, если речь идет о справедливости относительно участников Второй мировой войны — украинцев, которые, находясь по разные стороны фронта, каждый по-своему защищали независимость и свободу родной земли, по-разному ее понимая (что и повлекло за собой последующую ужасную трагедию: гражданскую войну украинцев с украинцами на западных территориях УССР в 1945 — 1955 гг.). Присущий украинскому народу исконный мудрый гуманизм, который отображен в бессмертной христианской истине: кто прощает, тот будет спасен, подсказывает единственно возможный путь к справедливости в году 2002: тот из воинов ОУН-УПА, кто действительно воевал против оккупантов, имеет право быть признанным борцом за свободу и независимость Украинского государства, считаться ветераном движения сопротивления правящим режимам бывшего СССР и фашистской Германии. Опыт истории красноречиво свидетельствует в пользу такого решения: кроме классического примера национального примирения во франкистской Испании, можно вспомнить и тот курс, который указал для США после Гражданской войны 1861—1865 гг. Президент Линкольн: «Мы должны создать единое гражданское общество из антагонистических в прошлом элементов». Не потому ли США стали впоследствии великим государством?

Именно исходя из этого Правительственная комиссия по изучению деятельности ОУН-УПА (ее возглавляет вице-премьер Украины Владимир Семиноженко) провела несколько дней назад заседание, на котором рассмотрела Проект закона под рабочим названием «Об установлении исторической справедливости относительно борцов за свободу и независимость Украинского государства» и решила, доработав документ, выйти на его окончательное обсуждение в сентябре 2002 года. Характеризуя отмеченный Проект закона, в котором, в частности, речь идет и о распространении действия Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» на членов ОУН-УПА, Владимир Семиноженко отметил: «Это даже не столько политический, сколько морально- этический вопрос, от решения которого зависит не только политическое равновесие в обществе, но и перспектива гражданского единения нации».

Закон существует еще только в виде правительственного проекта, но коллизии, связанные с его возможным принятием, выходят уже на международный уровень. Российское МИД выступило с заявлением, в котором, между прочимым, утверждается, что планы «националистических сил в Украине» реабилитировать бывших членов УПА не могут не вызывать очень негативную позицию России и даже, возможно, повлияют на общее состояние двухсторонних отношений. Характерно, что глава МИД Украины Анатолий Зленко сделал 16 июля четкое и недвусмысленное заявление в ответ, где указал, что отмеченная проблема является, безусловно, внутренним делом Украины. Добавим еще: и в действующем законе, и в проекте будущего речь не идет о лицах, «которые в годы Второй мировой войны и послевоенное время совершили преступления против человечества, в соответствии с нормами международного права» (это сознательно решила «не заметить» российская сторона).

Да, воины ОУН-УПА с оружием в руках боролись с империей, но это не причина для отказа Украине в праве иметь собственное мнение о своей же собственной истории. Потому что народ, который не использует это право, вряд ли может говорить о политическом и духовном суверенитете. Признаем и другое: ОУН-УПА — явление исключительно сложное, далеко непознанное историками, и совсем не все страницы этого движения заслуживают только громкой «осанны» — «Слава героям!». Но, кажется, главное — это наиболее трагические страницы именно нашей национальной истории, и Украина имеет неотъемлемое право без посторонней «санкции» извне сама решать их.

В братоубийственных войнах не бывает ангелов и, по большому счету, победителей также. Но если мы желаем стать цивилизованной нацией, национального примирения не обойти. Так же придется настойчиво объяснять россиянам, что оценка украинской истории — это право Украины.

Еще в 1998 году Евгений Марчук поднял вопрос о насущной необходимости национального примирения среди участников Второй мировой войны обоих противоборствующих лагерей. Но тогда ни общество, ни политики не были готовы воспринять эту идею. И все же хорошо, что мы движемся в этом направлении, пускай и не так быстро, как хотелось бы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать