«Лед тронулся, господа присяжные заседатели!..»
Проблемные вопросы проведения судебной реформы в Украине рассматривались на брифинге, который недавно состоялся в Министерстве юстиции. В нем участвовали директора департаментов Минюста Инна Емельянова, Василий Юрченко и Станислав Которобай.
В рамках реформирования предусматривается создание новых субъектов третьей ветви власти, в частности Апелляционного суда Украины и Кассационного суда Украины как промежуточных звеньев между Верховным судом и апелляционными и местными судами, — таким способом планируется разгрузить работу высшей судебной инстанции. До 1 декабря этого года нужно определить количество судей этих судов, сформировать их аппараты, назначить судей, председателя и заместителей председателей — то есть, увеличивается количество вакансий.
Следующим этапом преобразований (в период от 1 июня 2002 до 1 июня 2005) должно стать введение системы специализированных административных судов. Уже в 2002 году необходимо создать Высший административный суд Украины и возложить на него функцию обобщения практики применения судами действующего законодательства в публично-правовой сфере общественных отношений.
С 1 января 2003 года вынуждены начать действовать Государственная судебная администрация Украины и ее территориальные управления. Эта структура, как отметил В. Юрченко, не имеет никаких легитимных рычагов влияния на решение судов, а поэтому угрозы независимости судей представлять не будет, ее заданием является должная организация обеспечения деятельности судов, в частности организация делопроизводства и ведение судебной статистики.
Изменились полномочия Верховного суда Украины, теперь на него возлагается только повторная кассация и обобщение судебной практики, отметила И. Емельянова.
Председатели апелляционных и местных судов, а также их советы несут ответственность за создание условий для функционирования народных заседателей и присяжных. Краеугольным вопросом является формирование списков народных заседателей и присяжных и оплата их труда.
Для поддерживания общественного порядка в суде, предотвращения проявлений неуважения к суду, а также для охраны судебных помещений и защиты участников судебного процесса планируется создать институт судебной милиции.
Первое и главное препятствие на пути реализации положений закона о судоустройстве, по мнению С. Которобая,— недостаточное финансирование. В частности, для этого требуется больше 1 млрд. гривен, а выделено только 97 млн. Это связано с тем, предположила И. Емельянова, что государственный бюджет на этот год был принят в 2001 году, а закон о судоустройстве одобрен только 7 февраля 2002 года, то есть, статей на финансирование реформы не предусматривалось, потому что «кто же мог знать, что закон будет принят так быстро?»
Недостаточное финансирование, неудовлетворительная материально-техническая база, сравнительно невысокие зарплаты отнюдь не содействуют привлечению высококвалифицированных кадров, а поэтому качество судебного осуществления может сильно пострадать. Однако профессиональные кадры будут готовить, реформой даже предусмотрено усовершенствование системы подготовки. Речь идет о должности помощника судьи: человек, занимающий эту должность, приобретет колоссальный опыт работы и впоследствии может стать первоклассным судьей. Кроме того, помощники судей призваны уменьшить нагрузку на судей, которые в последнее время были перегружены делами о нарушении правил дорожного движения, и предоставить возможность судьям больше времени уделять повышению собственной квалификации и рассмотрению более важных дел, заметил В. Юрченко.
Наконец, третья проблема — это изменение уже существующего законодательства, приведение его в соответствие с нововведениями. Здесь, по мнению И. Емельяновой, есть два пути: или разработать новые редакции действующих процессуальных кодексов — Гражданского и Уголовного, или же только вносить в них изменения. Минюст пошел путем создания рабочих групп по подготовке проектов соответствующих нормативно- правовых актов, то есть, разработать планируется и то, и другое. Однако сомнительно, что к декабрю 2002 года Верховная Рада Украины одобрит новые редакции кодексов (вспомните процесс принятия Гражданского и Уголовного кодексов), кроме того, до отпуска парламентариев осталась неделя, поэтому будут рассматриваться эти вопросы уже только в сентябре.
Выпуск газеты №:
№119, (2002)Section
День Украины