Перейти к основному содержанию

Интеграция без стартового сигнала

02 июля, 00:00

Оба события могут остаться незамеченными по двум причинам: во- первых, общее восприятие Украины на Западе сегодня трудно назвать позитивным — при том, что лед, кажется, тронулся, и дипломатические контакты на высоком уровне, выглядевшие замороженными еще полгода назад, постепенно возобновляются. Во-вторых, стратегический партнер как западных институций, так и ключевых стран в регионе определен, это — Россия. Поэтому, несмотря на опровержение этого тезиса представителями дипломатии стран Запада, и общая политика, и общий интерес концентрируются именно на России — примером может служить и создание Совета Россия—НАТО («двадцатка»), и предоставление России статуса страны с рыночной экономикой Соединенными Штатами и Европейским Союзом (последнего Украина безуспешно добивается уже несколько лет, и это решение, мягко говоря, удивило многих не только в Киеве). Речь идет совсем не о том, что Россия и Украина — разновеликие величины во многих измерениях, так же, как и не о «гонке» Украины за Россией в процессе сближения с Западом.

Есть и недипломатичные, но откровенные комментарии по этому поводу западных исследователей, которые обобщенно заключаются в том, что сегодня Украина как таковая фактически никого на Западе не интересует, тогда как Россия представляет собой одновременно и огромные возможности, и огромную угрозу, к тому же она в состоянии держать ситуацию в регионе под своим контролем. Отношение Европейского Союза к Украине очень хорошо иллюстрируется тем, что Дания, которая со вчерашнего дня начала председательствовать в ЕС, в тот же день закрыла свое Посольство в Киеве, объясняя это нехваткой финансовых ресурсов.

Общую формулу, по которой идет сегодняшний диалог Украины с Западом, можно свести, упрощая, к следующему: мы приветствуем ваши шаги (преобразования, успехи, экономический рост, намерения более глубокой интеграции в евроатлантическое пространство). Продолжайте в этом же направлении, а мы посмотрим. Потому что сейчас у нас хватает собственных проблем (расширение ЕС, расширение и трансформация НАТО, не дающие возможности обратить на вас внимание). Тем более, что Украине еще нечем похвалиться в процессах демократизации политического процесса, создания здоровой рыночной экономики и ее законодательной поддержки, военной реформы. Иными словами, именно того сигнала от западных институций и некоторых ключевых стран, которого так долго и безуспешно добивается украинская дипломатия и который мог бы стать моральной поддержкой в любом случае необходимой программы радикальных преобразований, и на этот раз не будет.

Проблема, таким образом, состоит из трех факторов. Во-первых, Украина после движения России и Запада навстречу друг другу утратила возможность играть на своей геополитической важности. Это уже действительно никого не интересует. Во всяком случае, сегодня.

Во-вторых, Украина ничем за последние два года не смогла доказать прежде всего сама себе, что ее намерения действительно серьезны и выходят за рамки постоянных деклараций государственного руководства.

В-третьих, по различным причинам, не всегда объективным, Украину просто не видят в качестве будущего члена клуба (идет ли речь о ЕС или о НАТО). Впрочем, десять лет назад подобные проблемы с видением были и в отношении нынешних серьезных кандидатов на вступление в оба интеграционных союза. Пять лет назад уже полным ходом реализовались программы помощи этим странам, направленные на преодоление разрыва и выполнение необходимых для вступления критериев. С одной стороны, заявления о попытке приблизить к себе Украину плохо стыкуются с тем, что ей, в частности, отказано в участии в создании европейских сил быстрого реагирования, в привлечении возможностей ее военно-транспортной авиации (даже успешный опыт Германии в этом не убедил другие западные страны), ее не рассматривают как партнера в реализации крупных стратегических проектов. Наверное, на саммите Украина—ЕС ничего не будет говориться о возможности заключения соглашения об ассоциации между двумя сторонами, потому что это может только раздражать многих, говорилось недавно на одной из международных конференций. С другой стороны, сегодня с продолжением этой тенденции не согласны уже и некоторые западные дипломаты и исследователи, работающие в Украине и знающие ее проблемы и возможности. «Продолжая делать то, что вы делаете, вы продолжите получать то, что вы получаете», — говорил недавно один из исследователей, который может похвалиться определенным опытом и определенным весом. Не лишним было бы сказать, что некоторые из стран-членов ЕС и НАТО сегодня голосовали бы против более широкого контекста отношений с Украиной, учитывая страх потери части финансирования программ помощи и конкуренции на некоторых рынках.

Давно уже отмечалось также и то, что украинцам следовало бы прекратить постоянно заявлять о желании интегрироваться в ЕС и вместо этого достичь такого уровня внутреннего развития страны, при которым продолжение игнорирования Украины как важного игрока будет уже невозможно. Во всяком случае, философия отчуждения и попытки затянуть принятие какого-либо понятного решения по дальнейшим отношениям с Украиной, которой сегодня придерживаются в западных странах и институциях, не может служить причиной для того, чтобы Киев дал «задний ход» уже провозглашенной в обращении Президента к парламенту программе трансформации, чтобы распространялись настроения «нас там не ждут». Наверно, сильная Украина будет иметь больше шансов и на защиту своих интересов, и на предложения, которые в перспективе могут зайти довольно далеко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать