Перейти к основному содержанию

КАНДИДАТСКАЯ

О чем хочет договориться Виктор Ющенко
22 июня, 00:00

Многие высказывания господина Ющенко и его единомышленников становятся подтверждением известного выражения: политику язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли. Либо же дело в политической неуверенности и несколько показной неискушенности. Речь идет о проекте «Соглашения об совместных действиях в Верховной Раде Украины четвертого созыва» — договора между фракциями «Единая Украина» и «Наша Украина», к которому могут присоединиться все желающие депутаты и фракции. Автором проекта выступает «Наша Украина», и составлен он в интересах, главным образом, ее лидера.

«Стороны признают, — сказано в одном из пунктов соглашения, — исключительное право выдвижения кандидатуры на пост премьер-министра Украины от депутатской фракции «Наша Украина». Перед этим подчеркивается, что это должно быть сделано с учетом «избрания председателем Верховной Рады Украины представителя депутатской фракции «Единая Украина». (Как будто упомянутое избрание осуществилось не вопреки «нашеукраинцам», а благодаря им...)

Так как понимать слова: «исключительное право выдвижения»? Возможно, это вполне простительная стилистическая небрежность. Имелось ввиду, что стороны соглашаются поддержать ту кандидатуру, которую выдвинет «Наша Украина», то есть Виктора Ющенко, — ну, а вышло то, что вышло. Но представим себе в спикерском кресле не Владимира Литвина, а прошедшего огонь, воду и медные трубы политического бойца. Он скажет приблизительно следующее: «Уважаемые коллеги! «Наша Украина» открытым текстом предлагает лишить каждого из нас права выдвинуть на пост премьер-министра своего кандидата. Будем ли мы тратить время на обсуждение подобных курьезных, скажем так, заявлений?»

По сути, «Наша Украина» предлагает изменить конституционное устройство Украины — заметно сузить полномочия Президента и расширить полномочия парламента. Иными словами, преобразовать президентскую республику в парламентско-президентскую. Выразиться это и должно, прежде всего, в том, что премьера выдвигает «Наша Украина», он автоматически проходит через такую инстанцию как Президент, а Кабинет Министров формируется на коалиционных началах. Предлагается также ввести пропорциональную систему выборов в ВР, то есть избирать парламент сугубо по партийным спискам. Аргумент инициаторов таких преобразований: будет, как в Европе.

Подразумевается, таким образом, что в Украине уже сложились и показали себя полноценные политические партии. Верит ли в это хоть один партиец из «НУ»?

Считается, очевидно, само собой разумеющимся, что парламентско-президентская республика — устройство более прогрессивное, чем президентская, что всякая демократия взрослеет именно так: власть первого лица ослабляется, а власть парламента усиливается. Но разве опыт не показывает, что может быть вполне достаточно демократии при сильной президентской власти и совсем недостаточно — при сильной власти парламента? Прибавилось ли бы в России демократии, если бы в 1993 году «на хозяйстве» оказался хасбулатовский Верховный Совет с нацистами Макашова, а не Ельцин? Да и то, что многие партии на минувших выборах предпочли самостоятельному походу блокирование, говорит о неразвитости украинской многопартийности.

Развитая демократия — это ведь не только определенное политическое устройство, это еще и наличие, в частности, гражданского общества, в условиях которого люди знают свои права и умеют грамотно их отстаивать, надежно защищенной частной собственности, демократичного массового сознания и т. д.

По некоторым сведениям, Президент, ознакомившись с попыткой «Нашей Украины» ревизовать Конституцию, обратил особое внимание на пункт, требующий «ввести порядок назначения послов Украины по согласованию с профильным комитетом Верховной Рады Украины». Что, мол, в этом вопросе такого принципиального и политического, чтобы делать это предметом политического соглашения, претендующего на звание исторического? За что борьба? Господа из профильного парламентского комитета хотят иметь возможность пристраивать на работу за рубежом своих людей? Веский довод, нечего сказать.

Даже в условиях функционирования в стране стройной партийной системы и зрелого, застрахованного от превращения в очаг напряженности, парламента пересмотр Конституции с целью перераспределить власть между президентом и законодательной ветвью власти — дело отнюдь не столь неотложное. К примеру, существование свободных и неподкупных судебных органов намного важнее для демократии, чем то, на какой стороне сосредоточено больше полномочий — президентской или парламентской.

Есть версия, согласно которой Виктор Ющенко предлагает перекроить Основной Закон только потому, что не видит другого способа вернуться в премьерское кресло и заполучить админресурс, с помощью коего он надеется стать во главе государства, по-прежнему представляющего собой президентскую республику. Поэтому, дескать, и преподнес свой проект договора Президенту под соответствующим «соусом», встретившись с ним не как экс-премьер, а как публичный политик, лидер крупнейшей парламентской силы, получившей на выборах известное количество голосов.

Вообще, то, что борьба за высокие государственные посты становится все более открытой, — явление, безусловно, положительное. Что же касается Виктора Ющенко, то составленный им сотоварищи «политический манифест», несмотря на тщетность усилий лидера «НУ» по, в частности, восстановлению в кресле премьера, может сослужить ему еще одну службу. Сей документ автоматически становится программой кандидата в президенты Виктора Ющенко! Который использует свой статус народного депутата, парламентскую трибуну и сложившуюся политическую ситуацию для того, чтобы фактически обнародовать, обкатать и внедрить в умы соотечественников свою президентскую программу.

Что ж, давайте попробуем взглянуть на эту кандидатскую программу прежде всего глазами столь любимого Ющенко «маленького украинца», — ведь за автора этой программы готовы сегодня голосовать до двадцати процентов избирателей. Так вот, послушал бы он, о чем говорят сегодня люди. О том, разве, что у президента много власти и что от этого, мол, все нелады? Нет, о том, что в стране мало порядка. И их не убедить в том, что для наведения порядка надо отобрать сколько-то власти у президента. Народ вряд ли поймет человека, который скажет: «Изберите меня президентом, чтобы я урезал свои президентские права в пользу Верховной Рады». Люди хотят услышать другое: «Изберите меня президентом, и порядка станет больше». А мнение народа о его «слугах», то есть его избранниках, уже сложилось, и мнение это оставляет, мягко говоря, желать лучшего...

Быть фантазером и мечтателем хорошо для художника-любителя, но не для серьезного политика. А как охотно они говорят о своем стремлении сделать политическую систему Украины более европейской! Вряд ли для того, чтобы завоевать расположение публики, скорее всего, действительно не осознавая, что «европейство» в данном случае мало что объясняет и доказывает.

Да и чего больше в желании Виктора Ющенко стать «ослабленным» президентом — политики или психологии? Может, он просто не уверен в своих силах? Но и отказаться от замысла не может, потому что себе не принадлежит, — за ним, во-первых, люди, стремящиеся получать от его «роста» политические «дивиденды», а, во-вторых, политики, действительно одержимые идеей парламентско-президентской, а еще лучше — просто парламентской республики. Они вбили себе в головы и вбивают ему, что нет ничего важнее, как переустроить Украину по их чертежу.

Ющенко — не «пахарь» в политике. До сих пор, кстати, он не решился внятно сказать, что это не он «выплатил людям пенсии», а Кучма, что не он взял на себя грех нарушить закон, чтобы собрать деньги и раздать старикам, а Кучма. Вот и оппозицией он себя объявить не решается, употребляя вместо этого обтекаемые слова вроде «альтернативы». Не верит, пожалуй, в себя как оппозиционера. Единственный, в кого он по-настоящему верит — это Президент. Для него само собою разумеется, что вся власть — у Президента, что все решается не в Верховной Раде, а в кабинете Президента. Он не верит, что Президент позволит ему «выпрямиться» в настоящего оппозиционера. А у самого не хватает решимости. Требовать согласования кандидатур послов с профильным комитетом, конечно, легче...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать