Перейти к основному содержанию

Потерянный приоритет

Будет ли экологическая политика в парламенте бесхозной?
06 июня, 00:00
Украинский парламент продолжает пребывать в кадровом параличе. После выборов руководства ВР последовал второй этап — распределение портфелей комитетов. Однако современный темп жизни страны требует неотложных законодательных решений. Главные парламентские игроки в качестве приоритетов заявляют налоговую, пенсионную, медицинскую реформы и, главное, реформу системы власти. Тем временем вчера, как-то незаметно, прошел Международный день защиты окружающей среды — возможно, потому что Украинский парламент остался без Партии зеленых. Вопрос о том, кто будет заниматься решением экологических проблем в Раде, становится актуальным.

Экологической ситуации в стране изначально уделялась лишь незначительная часть политических усилий. В свое время ПЗУ активно работала в этой политической нише, но законодательных усилий явно оказалось недостаточно. За четыре года законотворчества «зеленые» (по данным партийного сайта — www. greenparty.ua) подготовили четыре экологических законопроекта, в частности: «Об отчете Кабинета Министров Украины о состоянии выполнения Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования развития ветроэнергетики Украины», «Об обращении с животными в населенных пунктах», «Об основах экологически благоприятной хозяйственной деятельности». Выходит — по одному документу в год. В остальном члены ПЗУ активно лоббировали вопросы приватизации, гастрольно-концертной деятельности и различные кадровые назначения в парламенте. Но если их лидер Виталий Кононов демонстрировал свою активность за счет выступлений с трибуны ВР, то другие ведущие функционеры и списочники ПЗУ по экологической тематике не выступали даже с места. Следовательно, речь о какой-либо системной работе по изменению экологического законодательства не идет. Довольно странно, если учесть, что экологическая политика была заявлена как приоритет ПЗУ.

Вряд ли стоит говорить, насколько важна данная тема для Украины. Тем не менее, весомых результатов активных действий для улучшения ситуации на государственном уровне пока нет. Согласно данным Международного института экологии, Украина находится в первой десятке мировых стран, грубо нарушающих право граждан на безопасную окружающую среду. Находясь с визитами в Киеве, представители Европейского Союза неоднократно заявляли, что в экологическое законодательство Украины необходимо ввести более 300 изменений. Кроме того, нужны гарантии, что оно (законодательство) будет работать. Но на сегодняшний день Украина никаких гарантий дать не может, зато может похвастаться целым букетом экологических проблем: отсутствием необходимых условий для переработки отходов (только один человек ежегодно выбрасывает 300 кг мусора на «общую свалку» в 20 миллиардов тонн); физическим износом опасных объектов и покрытой мраком темой, касающейся ядерного комплекса. Наконец, промышленные предприятия, иногда не имеющие даже элементарных очистных сооружений. С питьевой водой тоже далеко не все в норме. Ясно, что сама собой, учитывая состояние всех водных ресурсов на территории Украины, вода не может быть чистой. С грязной водой пытаются бороться путем хлорирования, чтобы убить болезнетворные бактерии. А это сопровождается образованием в воде хлорорганических соединений. В Евросоюзе же, куда стремится Украина, для очистки воды применяется озонирование или ультрафиолетовое излучение.

Однако реальная защита окружающей среды практически невозможна до тех пор, пока данная проблема не станет приоритетной в правительственных документах. Причиной экологического неблагополучия в Украине является множество факторов. Но если отдельные из них величины переменные, то три фактора по праву можно считать основополагающими в силу их постоянства. Именно они и препятствуют любым конструктивным усилиям.

Фактор материальной заинтересованности . Потреблять все и вся, созданное природой, оказалось для нас значительно выгоднее, чем возвращать, восстанавливать и оберегать. Каждое действие, направленное на охрану природы, требует немалых затрат, то есть лишает нас выгоды. Отсюда — настороженное отношение к экологам и «зеленым», к призывам беречь и спасать природу. Никто не желает упускать свою выгоду.

Фактор разрозненности усилий

. Вся природная система, вся биосфера — чрезвычайно чуткий, очень сложный, но неделимый, единый организм. Поэтому «лечить и оздоровлять» его отдельными, удобно разделенными для нас «кусками», — занятие абсолютно бессмысленное. Столь же бессмысленное, как «спасение хотя бы отдельной части тела» тонущего в реке человека.

Фактор нереальности финансирования . Тратить деньги «на экологию», не перекрыв предварительно основные каналы загрязнения природы, — дело безнадежное и сверхразорительное. Поэтому все попытки решения экологической проблемы стандартными методами обречены на провал.

Теперь, когда Верховная Рада осталась без ПЗУ, многие полагают, что «зеленая» тема может оказаться и вовсе забытой. На самом деле с конкретными законопроектами в парламент пришли ряд специалистов. Среди них Владимир Гошовский. Главный принцип экологического законодательства, по его мнению, заключается в следующем: «Должен появиться закон, провозглашающий природу, окружающую среду высшим по отношению к человеку субъектом права». Депутат уверен, что с таким подходом к проблеме можно избежать нависающей над Украиной угрозы техногенной катастрофы. Ведь, по оценкам экспертов, на техногенно опасной территории проживает более двух третей населения Украины. В случае аварии на крупном объекте (АЭС, плотины, магистральные трубопроводы) пострадать могут десятки миллионов человек. Тогда «приоритеты» — реформы власти и налогообложения — будут никому не нужны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать