Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

МРАМОРНОЕ САЛО

17 мая, 00:00
В редакции «Дня» состоялась любопытная встреча. К нам пришла в гости коллега из России, ответственный редактор «НГ-экспресс» — приложения к московской «Независимой газете», — Екатерина ВАРКАН. Цель ее визита была настолько необычна, что заслуживала отдельного разговора, который мы сегодня и предлагаем нашим читателям.

— Екатерина, откройте тайну, — вы здесь по работе или просто прибыли полюбоваться на весенний Киев?

— Мы приехали сюда как частные лица, однако у нашего визита есть и одна необычная цель. Мы хотим присмотреть место для особенного памятника.

— Кому будет посвящен монумент?

— Скорее, чему: салу — материи столь же популярной, сколь и символической. Причем с надписью — «От благодарных москалей».

— Довольно экстравагантная идея. Кому она пришла в голову?

— Нашему знаменитому писателю Андрею Битову. Конечно, Андрей Георгиевич расписал бы проект совершенно замечательно. Ведь существуют интернациональные вещи, которые нас объединяют, сало — именно из таких понятий, так же как и водка, к примеру. То есть — предметы бытовой культуры, которые в той или иной степени показывают национальный характер и в то же время сближают народы между собой. В ходу также выражения наподобие — мраморное сало или сальный мрамор. Одним словом, здесь можно провести интересную, достаточно глубокую акцию, тем более что опыт у нас уже есть — с установкой памятника зайцу в Михайловском.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее.

— Акция прошла в 2000 году и была приурочена к 175-летию перебегания зайцем дороги Пушкину. Это знаменитая история, когда Пушкин попытался выехать из Михайловского в Петербург в 1825 году, но заяц перебежал ему дорогу, и поэт вернулся, к счастью — иначе попал бы как раз на Сенатскую площадь, с декабристами. Все это придумали Битов и Резо Габриадзе, — скульптор, руководитель знаменитого театра марионеток. На открытии собрались ученые, рассказывавшие разные версии инцидента с зайцем, всемирно известный барабанщик Владимир Тарасов и фаготист Александр Александров из Германии сделали с Битовым «Пушкин-джаз», митьки показали целую выставку «Про заек»...

— Но здесь вы не можете исключить того, что к вашей затее отнесутся негативно — скажут, что опять старший брат пытается нас высмеять…

— Ну, во-первых, мы хотим, чтобы это было кулуарно, но красиво, понравилось бы киевлянам. Кроме того, здесь явный элемент самоуничижения — «от благодарных москалей». Поэтому такой реакции я не боюсь. Любому делу, доброму или злому, можно придать политический оттенок. Нашу идею будет защищать не кто-нибудь, а Битов, и я абсолютно уверена, что в его подаче вряд ли найдутся серьезные основания сделать из нашей акции политику.

— Но существует много мощных культурных фигур — Булгаков, Гоголь, да и Шевченко, которые объединяют наши народы. Может, корректнее использовать что-то из их наследия? Ведь в жизни каждого великого писателя, образно выражаясь, был свой «заяц».

— Без сомнения. Однако мне кажется, что нельзя черпать вдохновение только из текстов великих мастеров. Можно находить какие-то свои идеи и их обосновывать. И это будет живо и неглупо.

— В случае с салом получается соответствие шаблонному взгляду на жадных малоросов, объедающихся салом. За примерами не стоит далеко ходить — «Брат-2» — там же ведь именно такие украинцы изображены. Ведь есть такое восприятие.

— Я не считаю поедание сала недостатком, сама ем с удовольствием, хотя молдаванка. Наоборот, мне кажется, это интернациональный знак, некоторым образом знак примирения.

— Но, если отойти от сала, — не кажется ли вам, что отношения между нами действительно сложные, а интеллигенция вместо того, чтобы разряжать обстановку, только подливает масла в огонь.

— Хороших людей в любой национальности большинство. Я достаточно много ездила, и меня никогда не принимали плохо. С каким лицом приезжаешь — так и встречают, как ты относишься к человеку, так и он к тебе. А если вернуться к нашему проекту, то такие мелкие вещи, если они сделаны с любовью, то с любовью и воспринимаются. Вот памятник Чижику-пыжику в Петербурге, который тоже, кстати, делали Битов и Габриадзе — над ним тоже сначала посмеивались, а в результате поток людей не иссякает, и архитектуру города он не испортил. С зайцем было то же самое — ведь сначала принималось просто в штыки. В итоге в программе «Время» заяц был вообще первым событием выпуска.

— Кто даст деньги?

— Для начала надо посмотреть, насколько это реально. Заинтересоваться может или Киевский колбасный завод, или наш Черкизовский комбинат.

— Место тоже еще не определили?

— Нет. Я Киев не очень хорошо знаю, в отличие от многих других городов, поэтому пока не пойму, где искать.

— С местом действительно сложно. Городская власть, как вы могли заметить, на памятники не скупится — весь центр уже заставлен не самыми, мягко говоря, изящными творениями.

— Конечно, это может быть и не совсем центр, точно так же как и не спальные районы. Никто не гонит ситуацию, сначала надо договориться, получить разрешение. Если идея подхватывается, на энтузиазме можно сделать море интересного. Опять же надеюсь на интуицию Битова — он никогда не делал некачественных жестов. Жаль, он сейчас мало сочиняет. Зато очень эффективно переключается на другие вещи, все время ездит по разным заграницам, читает лекции. Я надеюсь, что в следующий раз приедем с ним.

— Если б была ваша воля, то чему бы вы еще поставили памятник?

— Так быстро я не нафантазирую… У нас есть еще одна идея — поставить памятник каштану — потому, что это абсолютно киевский символ. Конечно, не дерево ваять — можно подумать что-нибудь оригинальное. В Ясной Поляне в 2010 году мы договорились поставить памятник репейнику, например. Необязательно увековечивать персонажей, ими и так все наши скверы переполнены. Намного интереснее поставить монумент идее, мысли, символу. Достаточно лишь проявить фантазию...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать