Демаркационный прыжок по-украински
Анатолий Кинах позавчера заявил, что Украина, «безусловно, будет проводить все процедуры» по демаркации государственной границы с Россией. «Но мы будем делать все, чтобы государственная граница между Украиной и РФ был прозрачной для всех, кто въезжает с добрыми намерениями общения и сотрудничества». Кинах, сообщает Интерфакс-Украина, подтвердил также, что достиг договоренности с российским коллегой Михаилом Касьяновым об открытии 20-21 июня пропускного пункта на границе между Харьковской и Белгородской областями: «Этим фактом мы хотели бы подтвердить, что Украина и Российская Федерация — это независимые государства».
Заявление премьер-министра Украины было следующим в ряде, начатом выступлениями госсекретаря МИД Украины Александра Чалого, министра иностранных дел Анатолия Зленко, вызвавшими нервную реакцию в Москве. Достаточно вспомнить недавние пассажи российского посла в Украине Виктора Черномырдина и первого заместителя министра иностранных дел России Валерия Лощинина. О необходимости упорядочения границы с Россией и Беларусью говорил и Президент Леонид Кучма. Следовательно, можно говорить о тенденции, которая, возможно, свидетельствует о достижении украинской исполнительной властью некоторой определенности.
Вопрос демаркации границы между Украиной и Россией всегда был одним из наиболее острых в отношениях. С одной стороны, Киев пытается должным образом ее обустроить, чтобы помешать массовым потокам нелегальных мигрантов-азиатов, проникающих к нам с российской территории. С другой, Москва считает, что всякое обозначение границы на местности создаст дополнительные проблемы в передвижении украинских и российских граждан. К тому же, как отмечают в российском МИД, демаркация — довольно дорогое удовольствие из-за большой протяженности границы в 2 тысячи километров. Российские масс-медиа, вероятно, говоря то, о чем не заявляет официальная Москва, обращают внимание на возможное возникновение после демаркации проблем для Украины в экономическом плане: повышение цен на газ и нефть, квотирование украинских товаров на российском рынке и тому подобное. В Киеве, очевидно, подобное развитие событий учитывают, поэтому и пытаются решить все недоразумения по демаркации на политическом уровне. К примеру, Украина пообещала не демаркировать границу в одностороннем порядке, что международное право вполне позволяет.
Тем не менее, похоже на то, что украинское руководство настроено перейти от слов к делу по демаркации. Делимитация (обозначение на карте) сухопутного участка украинско-российской границы была завершена еще в прошлом году. К июлю этого года страны надеются завершить определение мест прохождения границы в Азовском море. После этого Украина намеревается приступить к демаркации, о чем заявил недавно секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук.
Между тем на 17 мая планируется встреча украинского и российского президентов в Сочи, и на ней Леонид Кучма и Владимир Путин могли бы прийти к согласию по вопросу демаркации. Тем более, что в России, ставя под сомнение целесообразность демаркации границы с Украиной, отнюдь не отрицают факты проникновения с их территории на украинскую нелегальных мигрантов, перевозки наркотиков.