«НАРОД — ДОНОР»?
Как казак Розум стал графом и фельдмаршаломПродолжение. Начало см. в № 68.
В 1730 году село Чемеры Черниговской губернии по дороге из Венгрии в Санкт-Петербург проезжал полковник Вишневский. Он заехал в местную церковь, где услышал прекрасный голос красавца-юноши, казака Алексея Розума — уроженца хутора Лемеши, ныне Козелецкого района Черниговской области. Столичный сановник взял его с собой в Петербург для придворного хора. Как-то церковь в Зимнем дворце посетила цесаревна Елизавета Петровна, дочь Петра I. Она с первого взгляда влюбилась в пригожего казака. Елизавета упросила обер-гофмейстера Левенвольда «уступить» Алексея для ее придворной церкви. Любовь будущей императрицы к простому украинскому хлопцу не угасала долгие годы…
После кончины 17 октября 1740 года императрицы Анны Иоанновны, в России наступил период неопределенности. Уже находясь в состоянии агонии, Анна подписала акт, из содержания которого следовало, что вся верховная власть в стране до наступления совершеннолетия Ивана Антоновича родившегося за три месяца до смерти Анны Иоанновны от брака ее племянницы — принцессы Анны Леопольдовны Мекленбургской и герцога Антона-Ульриха Брауншвейгского передается в руки регента, курляндского герцога Бирона. Но гвардия резко отрицательно относилась к Бирону, и через 22 дня тот был свергнут. Регентство перешло Анне Леопольдовне, которая правила чуть больше года. Но армия продолжала роптать; готовился дворцовый переворот, которому всячески способствовал французский посланник в Петербурге — маркиз Шетарди. Впрочем он вел двойную игру, пытаясь разыграть интригу со шведами, которые рассчитывали получить прибалтийские провинции, завоеванные Петром I в ходе Северной войны (1700— 1721). Елизавета оказалась не столь доверчивой, чтобы пойти на этот шаг.
25 ноября 1741 года цесаревна решилась на дворцовый переворот — гвардейцы Воронцов, Шувалов, а также фаворит Елизаветы Алексей Разумовский явились во дворец Анны Леопольдовны с гренадерской ротой Преображенского полка и арестовали ее вместе с мужем и сыном — полуторагодовалым императором — Иваном IV.
Алексей Григорьевич Разумовский, ставший одним из самых активных участников этих событий, был щедро вознагражден сразу же после коронации Елизаветы Петровны — он производится в действительные камергеры, затем ему пожалован чин поручика лейб-компании, в чине генерал-лейтенант. Восхождение козака Розума по иерархической лестнице с каждым годом становилось все более стремительным. Он был назначен обер-егермейстером, награжден многими орденами, в том числе Святого Андрея Первозванного. А.Г. Разумовский также получил графское достоинство «священной Римской» и Российской империй, и, наконец, 5 сентября 1756 года стал генерал-фельдмаршалом.
По существующему преданию (хотя документального подтверждения нет) императрица Елизавета уже через год после восшествия на престол (ноябрь 1741 г.) вступила в тайный брак с Алексеем Разумовским, обвенчавшись с ним в подмосковном селе Перово. Ему были пожалованы обширные имения под Петербургом, Москвой и в Украине, а также огромные денежные суммы. А ведь еще в 22-летнем возрасте будущий граф вынужден был пасти общественный скот — семья Розумов была настолько бедна, что мать уже собиралась просить подаяние. Отец, напившись, часто наказывал любознательного мальчика за чтение книг; однажды Алексей убежал в село Чемеры, где некоторое время проживал у местного дьячка, учился грамоте и пел на клиросе. И тут, воистину по воле Божьей услышал его полковник Вишневский...
Как писала об Алексее Разумовском в своих записках императрица Екатерина II, «не имея никакого образования, он обладал широким умом; осыпанный почестями, он не отличался гордостью. Чертами его характера были щедрость и великодушие, но был крут и тяжел на руку в нетрезвом виде». Современники также отмечали, что граф «был ласков, снисходителен, приветлив в обращении с младшими, любил ходатайствовать за несчастных, и пользовался общею любовью». Все «малороссийское» было при дворе в моде. На придворных балах появились традиционные украинские блюда, певчие с Украины пели на клиросе, приглашались бандуристы.
Алексей Григорьевич Разумовский почти не занимался государственными делами, но прилагал немало усилий, чтобы добиться льгот для украинского шляхетства, казачества и духовенства. Так, в 1744 году он содействовал организации поездки царицы в Украину, во время которой казацкая старшина убедила таки «ее величество» восстановить гетманство. А уже в следующем году А.Г.Разумовский добился восстановления Киевской митрополии. В 1747 году была оглашена царская грамота об избрании гетманом Украины младшего брата Алексея — Кирилла Разумовского (1724—1803).
Алексей Григорьевич был законодателем мужской моды при дворе, заботился о своем безукоризненном внешнем виде и первым начал носить бриллиантовые пуговицы на сюртуке, звезду, ордена и эполеты.. Существует легенда, что его мать, приехав в Петербург, в блестящем царедворце не узнала сына. Алексею пришлось раздеться и по родимым пятнам на теле доказать, что он ее сын. Императрица пожаловала Наталье Демьяновне, женщине умной, но придерживавшейся патриархальных обычаев, должность статс-дамы. Елизавета «вывела в знать» всю близкую родню графа; младшего брата — Кирилла, отправила учиться за границу; по возвращении назначила президентом Академии наук, а потом фактически «посадила» его гетманом.
Елизавета ревниво оберегала честь возвышенного ею рода. В архивах сохранилось множество дел, производившихся в Тайной канцелярии: разбирательства по распространению отзывов, оскорбительных для любимца государыни и его родителей оканчивалась трагически — застенком, дыбой, кнутом, плетьми, батогами, шпицрутенами и, наконец, ссылкой на каторгу. Сам Алексей Разумовский к следствиям по этим делам не был причастен. По мнению современников, он был человеком в высшей степени добросердечным, прямодушным, хотя подчас и вспыльчивым, но никак не заносчивым и не спесивым. В окружении всесильного фаворита было много замечательных людей того времени. В разное время в Аничковом дворце бывали Василий Ададуров, первый российский профессор, Александр Сумароков, поэт и драматург, который в 1740 году был адъютантом А. Г. Разумовского. Нашего героя часто навещал будущий император Петр III, любивший по вечерам после ужина выкуривать трубку и коротать вечера за картами в его дворце.
Много лет жила императрица в согласии с Разумовским. Но, как говорят, «ничто не вечно под луной». У государыни появился новый фаворит — Иван Иванович Шувалов. Это был молодой человек, отличавшийся от Алексея Разумовского куда более изысканным воспитанием и принадлежавший к родовитому русскому дворянству. Впрочем, экс-фаворит не был лишен монаршей милости; по крайней мере внешне, он относился дружелюбно к более молодому сопернику.
После смерти своей благодетельницы в 1761 году Алексей Григорьевич отошел от дел окончательно и Петр III принял его отставку. В дворцовом перевороте Екатерины II (1762 г. ) он участия не принимал, хотя и сохранил некоторое влияние при дворе. Доживал свой век граф в Аничковом дворце, когда-то подаренном императрицей ко дню его рождения. Он умер бездетным в 1771 году в возрасте 62 лет, и все колоссальное состояние Алексея Григорьевича перешло к его брату — последнему гетману Украины, президенту Императорской Академии наук Кириллу Григорьевичу Разумовскому.
Следующую главу, посвященную К.Г. Разумовскому, читайте на одной из ближайших страниц «Украина Incognita».