Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«НАРОД — ДОНОР»?

Как казак Розум стал графом и фельдмаршалом
26 апреля, 00:00

Продолжение. Начало см. в № 68.

В 1730 году село Чемеры Черниговской губернии по дороге из Венгрии в Санкт-Петербург проезжал полковник Вишневский. Он заехал в местную церковь, где услышал прекрасный голос красавца-юноши, казака Алексея Розума — уроженца хутора Лемеши, ныне Козелецкого района Черниговской области. Столичный сановник взял его с собой в Петербург для придворного хора. Как-то церковь в Зимнем дворце посетила цесаревна Елизавета Петровна, дочь Петра I. Она с первого взгляда влюбилась в пригожего казака. Елизавета упросила обер-гофмейстера Левенвольда «уступить» Алексея для ее придворной церкви. Любовь будущей императрицы к простому украинскому хлопцу не угасала долгие годы…

После кончины 17 октября 1740 года императрицы Анны Иоанновны, в России наступил период неопределенности. Уже находясь в состоянии агонии, Анна подписала акт, из содержания которого следовало, что вся верховная власть в стране до наступления совершеннолетия Ивана Антоновича родившегося за три месяца до смерти Анны Иоанновны от брака ее племянницы — принцессы Анны Леопольдовны Мекленбургской и герцога Антона-Ульриха Брауншвейгского передается в руки регента, курляндского герцога Бирона. Но гвардия резко отрицательно относилась к Бирону, и через 22 дня тот был свергнут. Регентство перешло Анне Леопольдовне, которая правила чуть больше года. Но армия продолжала роптать; готовился дворцовый переворот, которому всячески способствовал французский посланник в Петербурге — маркиз Шетарди. Впрочем он вел двойную игру, пытаясь разыграть интригу со шведами, которые рассчитывали получить прибалтийские провинции, завоеванные Петром I в ходе Северной войны (1700— 1721). Елизавета оказалась не столь доверчивой, чтобы пойти на этот шаг.

25 ноября 1741 года цесаревна решилась на дворцовый переворот — гвардейцы Воронцов, Шувалов, а также фаворит Елизаветы Алексей Разумовский явились во дворец Анны Леопольдовны с гренадерской ротой Преображенского полка и арестовали ее вместе с мужем и сыном — полуторагодовалым императором — Иваном IV.

Алексей Григорьевич Разумовский, ставший одним из самых активных участников этих событий, был щедро вознагражден сразу же после коронации Елизаветы Петровны — он производится в действительные камергеры, затем ему пожалован чин поручика лейб-компании, в чине генерал-лейтенант. Восхождение козака Розума по иерархической лестнице с каждым годом становилось все более стремительным. Он был назначен обер-егермейстером, награжден многими орденами, в том числе Святого Андрея Первозванного. А.Г. Разумовский также получил графское достоинство «священной Римской» и Российской империй, и, наконец, 5 сентября 1756 года стал генерал-фельдмаршалом.

По существующему преданию (хотя документального подтверждения нет) императрица Елизавета уже через год после восшествия на престол (ноябрь 1741 г.) вступила в тайный брак с Алексеем Разумовским, обвенчавшись с ним в подмосковном селе Перово. Ему были пожалованы обширные имения под Петербургом, Москвой и в Украине, а также огромные денежные суммы. А ведь еще в 22-летнем возрасте будущий граф вынужден был пасти общественный скот — семья Розумов была настолько бедна, что мать уже собиралась просить подаяние. Отец, напившись, часто наказывал любознательного мальчика за чтение книг; однажды Алексей убежал в село Чемеры, где некоторое время проживал у местного дьячка, учился грамоте и пел на клиросе. И тут, воистину по воле Божьей услышал его полковник Вишневский...

Как писала об Алексее Разумовском в своих записках императрица Екатерина II, «не имея никакого образования, он обладал широким умом; осыпанный почестями, он не отличался гордостью. Чертами его характера были щедрость и великодушие, но был крут и тяжел на руку в нетрезвом виде». Современники также отмечали, что граф «был ласков, снисходителен, приветлив в обращении с младшими, любил ходатайствовать за несчастных, и пользовался общею любовью». Все «малороссийское» было при дворе в моде. На придворных балах появились традиционные украинские блюда, певчие с Украины пели на клиросе, приглашались бандуристы.

Алексей Григорьевич Разумовский почти не занимался государственными делами, но прилагал немало усилий, чтобы добиться льгот для украинского шляхетства, казачества и духовенства. Так, в 1744 году он содействовал организации поездки царицы в Украину, во время которой казацкая старшина убедила таки «ее величество» восстановить гетманство. А уже в следующем году А.Г.Разумовский добился восстановления Киевской митрополии. В 1747 году была оглашена царская грамота об избрании гетманом Украины младшего брата Алексея — Кирилла Разумовского (1724—1803).

Алексей Григорьевич был законодателем мужской моды при дворе, заботился о своем безукоризненном внешнем виде и первым начал носить бриллиантовые пуговицы на сюртуке, звезду, ордена и эполеты.. Существует легенда, что его мать, приехав в Петербург, в блестящем царедворце не узнала сына. Алексею пришлось раздеться и по родимым пятнам на теле доказать, что он ее сын. Императрица пожаловала Наталье Демьяновне, женщине умной, но придерживавшейся патриархальных обычаев, должность статс-дамы. Елизавета «вывела в знать» всю близкую родню графа; младшего брата — Кирилла, отправила учиться за границу; по возвращении назначила президентом Академии наук, а потом фактически «посадила» его гетманом.

Елизавета ревниво оберегала честь возвышенного ею рода. В архивах сохранилось множество дел, производившихся в Тайной канцелярии: разбирательства по распространению отзывов, оскорбительных для любимца государыни и его родителей оканчивалась трагически — застенком, дыбой, кнутом, плетьми, батогами, шпицрутенами и, наконец, ссылкой на каторгу. Сам Алексей Разумовский к следствиям по этим делам не был причастен. По мнению современников, он был человеком в высшей степени добросердечным, прямодушным, хотя подчас и вспыльчивым, но никак не заносчивым и не спесивым. В окружении всесильного фаворита было много замечательных людей того времени. В разное время в Аничковом дворце бывали Василий Ададуров, первый российский профессор, Александр Сумароков, поэт и драматург, который в 1740 году был адъютантом А. Г. Разумовского. Нашего героя часто навещал будущий император Петр III, любивший по вечерам после ужина выкуривать трубку и коротать вечера за картами в его дворце.

Много лет жила императрица в согласии с Разумовским. Но, как говорят, «ничто не вечно под луной». У государыни появился новый фаворит — Иван Иванович Шувалов. Это был молодой человек, отличавшийся от Алексея Разумовского куда более изысканным воспитанием и принадлежавший к родовитому русскому дворянству. Впрочем, экс-фаворит не был лишен монаршей милости; по крайней мере внешне, он относился дружелюбно к более молодому сопернику.

После смерти своей благодетельницы в 1761 году Алексей Григорьевич отошел от дел окончательно и Петр III принял его отставку. В дворцовом перевороте Екатерины II (1762 г. ) он участия не принимал, хотя и сохранил некоторое влияние при дворе. Доживал свой век граф в Аничковом дворце, когда-то подаренном императрицей ко дню его рождения. Он умер бездетным в 1771 году в возрасте 62 лет, и все колоссальное состояние Алексея Григорьевича перешло к его брату — последнему гетману Украины, президенту Императорской Академии наук Кириллу Григорьевичу Разумовскому.

Следующую главу, посвященную К.Г. Разумовскому, читайте на одной из ближайших страниц «Украина Incognita».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать