Земельный вопрос
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020416/470-5-2_0.jpg)
— Хотя в прошлом году нас недофинансировали примерно на 6,5 миллиона гривен, но всю программу мы выполнили полностью. В Крыму сформировались 300 поселков компактного проживания репатриантов, но пока только 60 процентов их обеспечены водой, 10 процентов — электроэнергией, 3 процента газифицировано. Из 136 тысяч трудоспособного населения трудоустроено только 64 тысячи, причем большая часть их работает не по специальности. В 2001 году предусматривалось выделить под программу репатриации депортированных 40 миллионов 250 тысяч их госбюджета и 12 миллионов гривен из крымского бюджета. Фактически поступило 34 миллиона из госбюджета и 10 миллионов из крымского бюджета. Мы ввели в эксплуатацию более 22,7 тысячи квадратных метров жилья при плане 20 тысяч, построили 66,8 километра линий электропередач, 57,7 километра водопровода, 5,25 километра газопровода, 7,3 километра дорог, пробурили 23 скважины, реконструировали общежития, школы, больницы, мечети, оплатили обучение в вузах более 400 студентов из малообеспеченных семей, оплатили отдых 750 детей, на 1 миллион 800 тысяч гривен погасили задолженность за проезд и провоз багажа, для 1600 человек оплатили стоимость лекарств, оказали материальную помощь более чем 2 тысячам семей, финансировали культурные мероприятия.
В нынешнем году мы планируем ввести в эксплуатацию тысячу квартир — 900 для крымских татар и 100 для армян, болгар, греков и немцев. До сентября нынешнего года также будет завершено электроснабжение всех 300 поселков компактного проживания депортированных. Будет также сдано 140 — 150 километров водопровода, 100 километров линий электропередач, 20 километров дорог, 35 — 36 километров газопровода… Водоснабжение к концу нынешнего года будет иметь половина поселков депортированных, хотя два года назад воду имели только четверть поселков. Газификация поселков начата только в прошлом году,
— Продолжается ли еще переселение депортированных?
— Да, но темпы его уже снизились. Вообще к нам уже переселилось 263 тысячи крымских татар, 4 тысячи армян, болгар, греков и немцев. За прошлый год переехали примерно 3 тысячи крымских татар. В Азии сейчас насчитывается больше 9 тысяч человек, которые через посольство Украины приняли гражданство нашей страны, но когда они решат переселяться — это их вопрос. В мае нынешнего года мы будем создавать специальную группу от крымского правительства, чтобы выехать на место и изучить настроения людей, их планы, определить темпы переселения, чтобы знать, какие средства нам нужны для полного решения проблемы. С учетом этого будем планировать 2003 год. Переселение болгар, армян, немцев и греков уже прекратилось, можно сказать, что проблема с их возвращением в Крым уже решена, обустройство продолжается, но также близко к завершению. Начинается обратный процесс — из тех 4 тысяч болгар, армян, немцев и греков, которые имели статус депортированных, некоторые уже уезжают из Крыма, особенно в Германию и Болгарию. Но большая проблема с крымскими татарами. Около 5,5 тысяч крымских татар стоят на квартирной очереди.
— Как решаются вопросы национального образования?
— Сегодня мы ведем строительство новых школ в Белогорске, Евпатории, Судаке, Джанкойском и Симферопольском районах. Ведем капитальный ремонт нескольких школ. Всего к концу нынешнего года будет действовать 12 школ с углубленным изучением крымскотатарского языка, литературы, истории. Все равно этих школ недостаточно.
— Известно, что заболеваемость среди репатриантов значительно выше, чем среди местного населения. Помогаете ли вы создавать и укреплять лечебную базу?
— Мы нигде не строим ни новых больниц, ни амбулаториев, но ведем строительство нескольких ФАПов, ремонтируем больницы, покупаем оборудование. Для больницы в Старом Крыму мы покупаем рентгеновское оборудование, помогаем с обеспечением медикаментами…
— Участвует ли комитет в решении культурных проблем?
— Мы отремонтировали крымскотатарский театр, помогаем районным учреждениям культуры с приобретение национальных костюмов, оснащаем учреждения культуры на местах разным инвентарем и инструментами. Дотируем средства массовой информации, газеты и журналы. В этом году выделили 600 тысяч гривен на оснащение крымского государственного телевидения, которое имеет национальные редакции и ведет вещание на 6 языках. 190 тысяч гривен в этом году выделили республиканскому спорткомитету для улучшения оснащения и проведения оздоровительных мероприятий…
— Можно ли говорить, что уже в обозримом будущем репатриация и обустройство депортированных закончится и проблема будет исчерпана?
— Меня всегда критикуют за то, что я говорю это, но мне кажется, у нас есть все возможности для обустройства тех, кто уже переселился, кто здесь уже живет; и если мы будем работать так, как два последних года, если государство будет выделять по 50 —55 миллионов в год, то к 2005 году этот процесс будет закончен. Тогда останется только вопрос обустройства тех, кто будет приезжать в течение последующих лет. Я полагаю, что если по 3—5 тысяч человек в год будут переселяться, то это продлится еще некоторое время. Прирост поселков не планируется. Крымские татары получили 46 тысяч земельных участков, это кроме тех, которые получили дома. 20 тысяч домов уже закончено, 26 тысяч ведут строительство…
Вся программа репатриации когда-то оценивалась в 1,5 миллиарда долларов. А Программа, переданная на утверждение Кабинету Министров Украины, предусматривает выделение до 2005 года ежегодно по 60 миллионов гривен. Эти средства, если они будут выделяться в полном объеме, пока достаточны.
— Достаточно ли вам законодательной базы для решения вопросов репатриации?
— Конечно, нет. Если взять самый больной вопрос — выделение земли для крымских татар. Надо признать, что указ Президента, на основании которого идет процесс разгосударствления земли и ее паевания, не учитывает особенностей Крыма и наличия в нем репатриантов, которые когда то были вывезены преимущественно из сел и являлись членами колхозов и даже формально не были исключены из них. Теперь мы пытаемся решить проблему наделения крымских татар землей в пределах действующего законодательства, — за счет запаса земель, невостребованных земель и других резервов. Но это совсем не то, если бы вопрос о восстановлении прав крымских татар на землю в Крыму был решен законодательно.
Деньги расходуются нерационально
Недавно Счетная палата Украины опять констатировала (цитируем по сообщению агентства Интерфакс-Украина): «… кардинальных изменений в нормативно-правовом обеспечении порядка возвращения и обустройства семей депортированных народов после направления Счетной палатой предложений относительно его усовершенствования, не произошло. Предложения по законодательному определению статуса депортированных и понятия «обустройство» не реализованы… То есть на сегодня круг граждан, которые могут получить статус депортированных, не ограничен ни количественными, ни временными рамками. В таких условиях проблема финансового обеспечения обустройства семей депортированных, возвращающихся в Украину, для государства и государственного бюджета остается открытой. Как отмечают аудиторы, Министерство юстиции Украины не инициировало отмену или приведение в соответствие с действующим законодательством актов Совета министров Крыма. Пробелы в нормативно-правовом обеспечении создают неравные условия для обустройства семей депортированных. Например, возмещение стоимости проезда к месту поселения и провоза имущества распространенно только на семьи депортированных из числа крымских татар, которые возвращаются в Крым. Крымские татары из числа депортированных, которые поселяются не на полуострове, и семьи депортированных других национальностей, независимо от места поселения, прав на эту компенсацию не имеют. Повторная проверка установила, что управление целевыми средствами госбюджета, предназначенных на обустройство депортированных на этапах планирования, распределения, финансирования и использования в 2001 году было неэффективным. Так на выплату социальной помощи, непредусмотренной действующим законодательством, использовано 2,16 млн. грн., при задолженности по выплате соцпомощи депортированным крымским татарам (на 1 января 2002 года) составляет 3,55 млн. грн. Совет министров АРК не обеспечил выполнение требований Президента Украины и предложений Коллегии Счетной палаты относительно передачи построенных и принятых государственной комиссией объектов, предназначенных для обустройства семей депортированных, местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и соответствующим эксплуатационным организациям. За счет средств, предназначенных на обустройство семей депортированных, сегодня содержатся 136 объектов коммунального хозяйства и 115 жилых домов, которые сооружены и сданы государственной комиссии, начиная с 1995 года. Коллегия Счетной палаты, рассмотрев материалы повторной проверки, пришла к выводу, что меры, принятые Минюстом, недостаточны для обеспечения целевого и эффективного использования средств госбюджета, предназначенных на обустройство семей депортированных. О результатах проверки проинформирована Верховная Рада, выводы направлены в Государственный комитет Украины по делам национальностей и миграции…»
КОММЕНТАРИЙ
Мустафа ДЖЕМИЛЕВ, народный депутат Украины, лидер меджлиса крымскотатарского народа:
— Счетная палата Украины каждый год перед утверждением бюджета отмечала, что выделение средств на программу репатриации крымских татар не вполне законно, так как нет законодательной базы для этого. Формально они правы. Правительство и парламент Украины, учитывая, что законопроекты находятся на рассмотрении в парламенте, как правило, закрывали глаза на этот факт и выделяли средства под программу переселения. Но ведь уже прошло десять лет как существует Украина и больше пяти лет эти законопроекты находятся на рассмотрении, но из-за сопротивления коммунистической фракции до сих пор их не удавалось принять, хотя мы все время этого добиваемся. В Верховной Раде находится проект закона «О реабилитации и восстановл ении прав депортированных», который будет выносится на рассмотрение в новой формулировке и с новыми предложениями. Но самое главное — не можем принять Закон «О статусе крымскотатарского народа в Украине», который мог бы решить все проблемы. Он довольно подробный и включает в себя практически все проблемы. Я надеюсь, что новые составы и Верховной Рады Украины и Верховной Рады Крыма будут лучше воспринимать наши проблемы и активнее их решать.
Выпуск газеты №:
№70, (2002)Section
Общество