Доходы от пенной кружки
Какая их доля достанется политикам, решать правительству![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020406/464-2-1_0.jpg)
Многие в нашей стране еще помнят времена, когда огромные деньги можно было заработать на газированной воде и пивной пене. Чем больше ее было в кружке или банке, тем меньше настоящего напитка увеселяло советских граждан. Теперь другие масштабы. На пене уже не зарабатывают — на пиве богатеют. Например, пивзавод «Оболонь» в 2001 году получил чистой прибыли 120 млн. гривен, увеличив ее на 76,4%, или на 58 млн. гривен, по сравнению с 2000 годом. Поэтому конкуренция на этом рынке, где пересекаются интересы мощных отечественных и зарубежных производителей, и далее обостряется. И это, особенно для почитателей этого янтарного напитка, очень хорошо. Чем больше конкуренция, тем ниже и стабильнее цены.
Впрочем, в конкуренции бывают довольно неожиданные проявления. Так, вчера нашло подтверждение из первых уст намерение Донецкого завода «Сармат», который входит в пятерку крупнейших производителей пива в Украине, приобрести контрольный пакет акций лидера по выпуску отечественного пенного напитка — закрытого акционерного общества «Оболонь». По словам генерального директора Донецкого пивзавода «Сармат» Станислава Мельника, никакие препятствия в регистрации приобретенного «Сарматом» пакета акций не помешают «шахтерам» постепенно получить все свои права как совладельца ЗАО «Оболонь». Сейчас компания «Керамет- Инвест», которая занимается скупкой акций «Оболони», как сказал С. Мельник «Украинским новостям», уже имеет более 10% акций. Топ- менеджер донетчан утверждает, что скупка ведется в соответствии с действующим законодательством, и что любой человек, в том числе акционер «Оболони», имеет право продать свои акции. С. Мельник сообщил, что «Сармат» хочет получить «Оболонь», чтобы стать крупнейшим участником рынка пива и контролировать его 35%. (Кроме главного предприятия, в Донецкую пивную группу также входят пивкомбинат «Крым», Луганский пивзавод, Полтавский пивзавод, Киевский пивзавод №1 и Днепропетровский пивзавод. На них, по некоторым данным, приходится около 13% рынка пива). «Никто не собирается какую-то торговую марку бросать или уничтожить. Это нормально — две торговых марки — сказал Мельник, — «Сармат» наиболее представлен на востоке и юге, «Оболонь» — мощный рынок в центре, на западе, севере. Почему не объединиться?»
Попытка придать этому вопросу риторический характер, а следовательно и легко получить положительный ответ, отдает лукавством. Любителям пива, конечно, безразлично, кто контролирует его выпуск. Для них важно лишь то, чтобы продукт был качественным и недорогим. И в данной ситуации понятно, что интересы этих людей могут понести определенные потери — монополисты никогда не согласовывают свою ценовую политику с интересами покупателей.
Как объяснил «Дню» государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины Вячеслав Козлов, статья 12 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» определяет, что 35% — это уже монопольная часть рынка, и АМК должен рассматривать вопрос о разрешении на владение ею. Чтобы добиться разрешения, сказал В. Козлов, предприятие должно доказать, что оно не является монополистом. Комитет же, по словам госуполномоченного, вообще не имеет права давать разрешение на монополизацию рынка. Однако, согласно закону, последнее слово в данном вопросе принадлежит правительству.
Тем временем руководство «Оболони» обвиняет «Сармат» не в монополизме, а лишь в попытке захватить управление компании путем незаконной скупки акций. Как заявил во вторник почетный президент ЗАО «Оболонь» народный депутат Александр Слободян, «Сармат» через «Керамет-Инвест» уже скупил около 5—7% акций «Оболони». (Доля «Оболони» на украинском рынке пива в прошлом году возросла с 27,1 до 27,6%. Предприятие также владеет контрольными пакетами акций Севастопольского пивобезалкогольного комбината, Ахтырского пивоваренного завода и ЗАО «Бершадский пивкомбинат».) Слободян подчеркнул, что считает скупку (по курсу, который в 5 раз превышает номинальную стоимость акций — 100 грн.) незаконной, поскольку устав ЗАО предусматривает покупку-продажу акций только в пределах общества. Лидер «Оболони» заявил, что против акционеров предприятия, которые продали свои акции конкуренту, компания намеревается начать судебный процесс. Тем временем начальник методического отдела управления корпоративных финансов Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Наталия Завгородняя сообщила «Дню», что в законе нет ограничений на покупку-продажу акций ЗАО, кроме одного. Они, по словам Н. Завгородней, не могут распространяться по подписке, а также на организационно оформленном рынке ценных бумаг. В то же время, как сказала специалист, не существует запрета для акционеров продавать свои акции — они могут это делать свободно.
Такое объяснение проливает свет на то, почему А. Слободян вынужден заявлять, что компания сделает попытку решить проблему также «на политическом уровне». Не сложно также предположить, что именно политическая борьба и соответствующие послевыборные расклады и являются основными факторами описанной коллизии. Причастные к большой политике украинские бизнесмены, как всегда, демонстрируют свое неумение договариваться. Сможет ли согласовать их интересы правительство и что оно за это получит от политиков?
КСТАТИ
В среду в ЗАО «Оболонь» не состоялось собрание акционеров, поскольку на нем зарегистрировались только 33% акций. Недовольство акционеров-пивоваров вызывает невыплата дивидендов, они побаиваются, что акции ЗАО вследствие запланированной дополнительной эмиссии потеряют свою нынешнюю стоимость. Тем временем кое-кого из тех, кто продал акции, не допускают к работе.
Выпуск газеты №:
№64, (2002)Section
День Украины