Целенаправленное мышление победителей
продемонстрировали позавчера шевченковские лауреаты
Любое соревнование — а тем более престижное — предполагает определение победителей и побежденных. Среди последних нередко можно слышать о необъективности, заангажированности и тому подобное в работе людей, определяющих распределение мест. Шевченковка не исключение — скорее всего, яркое подтверждение этого наблюдения. Поэтому во время встречи И. Дзюба в первую очередь заверил, что «абсолютно исключены возможности любого внешнего вмешательства (административного, руководящего). Мы не воспринимаем таких сигналов… Все наши решения принимаются после длительных, иногда очень острых дискуссий, многократных голосований. Для принятия решения установлен очень высокий барьер — три четверти (75%. — Авт. ) голосов при тайном голосовании. Это гарантия объективности и честности членов Комитета». Регламент Комитета жестче самой Верховной Рады!.. После того как были рассеяны сомнения недовольных, каждый лауреат представил, «кто во что гаразд» (по алфавиту).
Сергей Билоконь рассказывал о написании премированной книги «Массовый террор как средство государственного управления в СССР», обработке примерно 1500 дел из архива КГБ, секретных материалов ЦК КПСС, большинство которых находится в Москве. Секретность эта достигала высокого уровня — так, например, есть подписи В. Щербицкого об ознакомлении с постановлениями ЦК КПСС, которые, не доверяя украинской власти, сразу же забирали назад в белокаменную. С. Билоконь определяет два направления внутренней политики большевиков: формирование новой когорты людей строителей коммунизма и, логично вытекающее, второе направление — ликвидация той части населения, которая по тем или иным причинам была не готова формировать эту идеологию. Роман Майборода сорвал настоящие аплодисменты за исполнение фрагмента оперы Георгия Майбороды (лауреат премии им. Т. Шевченко 1963 г.) «Тарас Шевченко» и романса Н. Лысенко на слова И. Франко «Безмежне поле», продемонстрировав еще и наследственность музыкальной династии и национальной культуры. Игорь Рымарук прочитал несколько прекрасных стихотворений из своего сборника «Діва Обида», вспомнив наиболее привлекательное для себя определение поэзии: «поэзия — это нецеленаправленное мышление». Андрея Бокотея заменил фильм, продемонстрировавший абсолютно фантастические авторские работы из стекла, которые, собственно, и завоевывали симпатии членов Комитета. В завершение «крутили» эпизоды из премированной кинотрилогии «Я камень с Божьей пращи» (режиссер Аркадий Микульский, сценарий Леонид Череватенко). Как отметила Л. Брюховецкая, «этот фильм расширил мои представления о национально-освободительном движении в Украине в середине ХХ века». Печальная документальная история рассказывает о писателе, общественном, политическом и военном деятеле Олеге Кандыбе-Ольжиче, которого фашисты замучили в концлагере Заксенхаузен. Ему тогда было 37 лет. Ольжич организовывал освободительное сопротивление УПА, провозгласив в то страшное время лозунг «Свободу народам, равенство человеку»... «Наша история написана чужими перьями на чужой бумаге» — говорится в фильме. После него белых пятен стало меньше.
Для того чтобы функции Комитета не сводились к мониторингу и голосованию, а могли реально влиять на состояние нашей культуры, Шевченковский Комитет решил выйти за пределы возможностей, которые ему предоставляет государственное финансирование. С этой целью создали Шевченковский фонд ХХI века. Идея создания принадлежит членам комитета, новым лауреатам, в частности, много усилий приложил Евгений Пашковский. Возглавляет фонд Леонид Андриевский. Одной из первых своих задач фонд видит в издании серии «Библиотека шевченковских лауреатов».
Выпуск газеты №:
№62, (2002)Section
День Украины