Убийство из добрых побуждений?
Биотехнологии: панацея или рискОжидается, что если эпидемия СПИДа не будет взята под контроль, средняя продолжительность жизни в Ботсване к 2010 г. упадет до 30 лет. В то же самое время средняя продолжительность жизни в Канаде составляет более 80 лет, и этот показатель продолжает расти. Такое чудовищное различие в состоянии здоровья людей и в отношении к нему является на сегодняшний день, возможно, самой серьезной этической проблемой. Может ли революция в геномике (науке, изучающей не отдельные гены, а целые геномы, т.е. совокупность генов) и биотехнологии привести к уменьшению этих различий? Мы считаем, что положительного ответа на этот вопрос вполне можно ожидать в случае, если определенные условия будут соблюдены.
Во-первых , мы не должны ошибочно рассматривать геномику и биотехнологию как «высокотехнологичные», дорогостоящие и, следовательно, не подходящие для развивающихся стран. Производство вакцин было и остается высокотехнологичным, но их стоимость понизилась, а их применение произвело значительный эффект в развивающихся странах, во многих из которых генетические нарушения принадлежат к числу наиболее серьезных проблем в области здравоохранения. Проводимые сегодня исследования по установлению последовательности (секвенированию) генома малярии, туберкулезной палочки, проказы, вирусов гепатита и ВИЧ дают основания надеяться на создание более эффективных вакцин в будущем. В Кении уже проводятся испытания вакцины против ВИЧ. Вакцины из трансгенетических растений, принимаемые вместе с пищей, похоже, получат большее распространение в развивающихся странах, чем в развитых, поскольку не нуждаются в замораживании.
Во-вторых , при обсуждении потенциальной пользы от геномики и биотехнологии должны в первую очередь учитываться интересы развивающихся стран. Людям, выступающим против глобализации в таких местах, как, скажем, Генуя, вряд ли грозит голодная смерть в Сомали. Голоса людей в развивающихся странах должны быть услышаны. Например, как заметил бывший министр развития сельского хозяйства и сельских регионов Нигерии Хасан Адаму: «Человека можно убить и из добрых побуждений, что и может стать результатом усилий со стороны некоторых групп в Европе и Северной Америке (чьи намерения благи, но ошибочны), которые советуют африканским странам соблюдать осторожность в отношении сельскохозяйственных биотехнологий».
В-третьих , мы должны использовать исследовательский потенциал и человеческий капитал развивающихся стран. Например, Куба имеет достаточно крупную индустрию биотехнологии, разработавшую единственную в мире эффективную вакцину против менингита «Б» (которая, несмотря на эмбарго, импортируется в США) и произведшую в 1998 г. 30 тон трансгенетической рыбы тиляпии. Дохода, получаемого от экспорта биотехнологической продукции Кубы, вполне достаточно для продолжения исследований в области биотехнологии и покрытия расходов на дальнейшее развитие отрасли.
Индия, Бразилия, Китай и несколько других развивающихся стран также предпринимают серьезные исследования в области биотехнологии с целью развития этой отрасли. Однако развивающиеся страны должны выработать необходимые механизмы для анализа тенденций в развитии отрасли и их морального компонента, такие как, например, правовая база или этические нормы. Так Африканский Центр Технологических Исследований в Найроби уже имеет международное влияние и играет важную роль в изучении политики в этом направлении и усилении вышеуказанных механизмов.
Все более очевидным становится то, что одним из ключей к успеху является установление взаимовыгодного сотрудничества с серьезными и преуспевающими организациями, где бы они ни находились, а не только между соседними странами. Среди наименее используемых ресурсов развивающихся стран мира находится их человеческий капитал, т.е. граждане этих стран, работающие за пределами своей страны и часто занимающие ведущие позиции в науке и промышленности. Индия успешно использовала этот ресурсный фонд «в эмиграции», превратившись в одного из ведущих экспортеров программного обеспечения в мире.
В-четвертых , мы должны расширить концепцию безопасности человека, внесенную в последние несколько лет Канадой в Совет Безопасности ООН, дабы она включала не только защиту гражданского населения во время военных конфликтов, но и защиту от любой угрозы здоровью людей. Возвращаясь к геномике, проблема здоровья в мире является не только научной и политической, но также дипломатической.
Мы все нуждаемся в позитивном политическом решении, которое помогло бы извлечь выгоду из потенциала геномики и биотехнологии для того, чтобы уменьшить различия в состоянии здоровья людей во всем мире. В конечном итоге будет необходимо представить огромное количество полученных уроков в наиболее легко усваиваемом виде. Надо приложить усилия, чтобы свести вместе промышленность, науку, прессу, неправительственные организации и правительство для того, чтобы смягчить подозрения, облегчить диалог, построить доверие и прийти к консенсусу по поводу руководящих принципов. Это должно привести к согласию в вопросе применения геномики и биотехнологии для решения серьезных проблем в области здравоохранения по всему миру.
Самый ранний признак успеха появится тогда, когда в мировой дискуссии по биотехнологии внимание будет сосредоточено на пользе биотехнологии так же, как и на связанном с ней риске, и на интересах как развивающихся, так и развитых стран. В долгосрочной перспективе это может привести к сокращению числа заболеваний, которых можно избежать, и к лучшим показателям в области здравоохранения. Если мы будем действовать, то показатель средней продолжительности жизни в Ботсване может однажды оказаться ближе к 80, чем к 30.
Питер А. СИНГЕР — председатель «Sun Life» и директор Центра биоэтики Университета Торонто.
Абдула С. ДААР — директор программы Центра в области прикладной эти ки и биотехнологии, а также член Этического комитета организации «Геном Чело века» (Human Genome Organisation).
Выпуск газеты №:
№61, (2002)Section
Общество