Парадоксы памяти: от Соловков до... Паниковского
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020402/460-2-1_0.jpg)
Появление этого монумента — безусловно, запоздалый, но оттого не менее ожидаемый и востребованный акт исторической справедливости. Ведь Курбас был не просто режиссером или преобразователем сцены — он дал украинскому театру нечто большее, что коротко можно назвать новыми ориентирами для жизни. Именно он впервые потребовал от актера осмысленной работы над ролью, введя понятие «интеллектуального Арлекина» — то есть исполнителя, который не просто заученно рвет страсть в клочья, как это происходило, да и сейчас происходит на нашей сцене, но глубоко прорабатывает и проживает роль на философском, этическом, психологическом уровнях. Этой и многих иных решительных новаций казенное искусство простить ему не могло. Важно было не просто физически уничтожить Курбаса, но и убить его после смерти, стереть самую память о нем. И это почти удалось. Слишком долго, после жестокой казни (к очередной годовщине Октябрьской революции!) на Соловках в 1937 году и многолетнего забытья, имя Леся Степановича оставалось для украинского общества под фактическим запретом. Слишком долго студентов Киевского театрального института обучали по заскорузлым корифейским прописям. И, как представляется, сегодняшнее плачевное состояние украинской сцены — во многом обусловлено последствиями этой катастрофически затянувшейся казни.
К сожалению, и нынешнее событие, среди прочего, выявило, что значение Курбаса для нашей культуры по-прежнему осознано лишь на уровне разнарядки, протокола. Так, открывавший церемонию киевский городской голова Александр Омельченко ограничился перечитыванием по бумажке, с запинками, основных дат из биографии Курбаса, не найдя ни единого слова от себя, в чем заметно полнейшее равнодушие к главной персоналии торжества. С более прочувствованными речами выступили председатель Союза театральных деятелей Украины Лесь Танюк и художественный руководитель Киевского молодого театра Станислав Моисеев. Присутствовал также нынешний руководитель Национального театра имени Ивана Франко Богдан Ступка. Изваяние основателя легендарного «Березiля» в добротной соцреалистической манере выполнил Николай Рапай.
Однако удивляет все же не это, а нечто иное: соседство Курбаса в своего рода «бронзовом треугольнике» с памятниками малоизвестному туркменскому поэту XVIII века Махтумкули Фраги и… Паниковскому.
Выпуск газеты №:
№60, (2002)Section
День Украины