КОММЕНТАРИИ
Юрий ЛУЦЕНКО, секретарь политсовета Социалистической партии Украины:
— Я до сих пор уверен, что акция «Украина без Кучмы» могла достичь своей минимальной цели — сменить Леонида Кучму на должности Президента Украины. К этому все шло, демонстрации собирали до 50 итысяч людей, но мы не дождались поддержки от тех, кто, в соответствии со своими программными положениями, должен был это сделать. Во-первых, от КПУ, которая предала своих избирателей, свои программы и не заявила вслух о решительной борьбе с «антинародным режимом», как они его называют. Во-вторых, от Витренко, которая произносила пламенные речи на других площадях. В-третьих, мы не дождались поддержки от Виктора Ющенко и его команды. Все его дальнейшие действия, начиная с подписи под заявлением о «фашистах» и заканчивая поддержкой Президента и Кравченко уже сегодня, свидетельствуют о том, что диагноз болезни позвоночника у него не медицинский, а политический.
Но случилось то, что случилось. Это была сознательная провокация, после которой покачнулся авторитет оппозиции, вера в нее народа. Кроме того, власти удалось внедрить в общественное сознание мнение о том, что инициаторами столкновений были оппозиционные силы. Главная причина заключается в том, что оппозиция не имела доступа к СМИ. В то время цензура была очень жесткой, а финансовые возможности представителей оппозиции — мизерными. Кроме того, те, кто должен был защитить свои материальные интересы от нынешнего режима, не захотели помочь оппозиции финансово или хотя бы доступом к СМИ.
Но все-таки акция «Украина без Кучмы» достигла успехов в двух вещах: во-первых, мы впервые за десять лет смогли объединить различные политические силы под единым, общим для всех, требованием — смена системы власти; во-вторых, эти акции показали корни зла — перекосы в функционировании системы власти, необходимость изменения последней через изменения в Конституции. Этот перечень изменений в Конституции обязательно дождется рассмотрения уже в следующем парламенте.
Дальнейшие перспективы связаны с предвыборной кампанией, с тем, насколько общество поддержит требования оппозиции и насколько обществу дадут возможность честно отдать свои голоса. В следующем парламенте все вопросы, поднятые акцией «Украина без Кучмы», будут решаться новым составом ВР, где, наверное, будут представители СПУ, блока Тимошенко, «Нашей Украины» и тому подобное. В вопросах смены власти союз между Морозом, Тимошенко, Ющенко и рядовыми членами КПУ возможен хотя бы потому, что под проектом внесения изменений в Конституцию стоят подписи и Симоненко, и Мороза, и Матвиенко, и руховцев. Возможно, более конформистским стал Рух, радуясь популярности Ющенко. Но реалии избирательной кампании охладят сыновние чувства Ющенко .
Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
— События 9 марта — это была неудавшаяся попытка изменить власть путем массовых акций протеста. Организаторам этого процесса или тем, кто стоял за спиной у формальных организаторов, видимо, казалось, что ситуация настолько плоха, что достаточно будет активных действий двух- трех сотен людей для того, чтобы поднять сотни тысяч и заставить уйти в отставку Президента. У меня и тогда не было сомнений, что это продуманный план досрочного прекращения полномочий Леонида Кучмы. Я думаю, что его реализация началась с «кассетного скандала» и предполагала именно такие последствия этого процесса, но сценаристы неправильно рассчитали потенциал недовольства нынешней властью.
В сущности, никакой организованной оппозиции не было никогда. Было формирование оппозиции «на марше», объединенной чужими задачами, поскольку каждый преследовал в этом процессе свои интересы и никто не видел окончательных целей. Совершенно ясно: поставив тогда на Виктора Ющенко, сценаристы не учли того факта, что массовые акции протеста могут возыметь эффект только в том случае, если и левая оппозиция активно их поддержит. В этом заключалась одна из ключевых ошибок сценаристов, поскольку было понятно, что под знамена Ющенко коммунисты не пойдут. Похоже, разработчики этого плана также не рассчитывали на слабость характера Ющенко — они надеялись, что ситуация поведет его за собой, и он возьмет на себя ответственность, будучи на посту руководителя правительства. А потом, когда процесс начался, в него включились новые силы, которые сыграли новую игру. В частности, когда стало очевидно, что таким образом устранить Кучму от власти не удастся, была сделана попытка поставить на постепенное, так сказать, принуждение Президента к тому, чтобы он выбрал в качестве своего наследника Ющенко. С моей точки зрения, реализация этого плана продолжается и сейчас. То решение совпало по времени с подписанием Ющенко «письма трех». Здесь, на мой взгляд, проявились не только слабость характера Ющенко и способность к предательству. Прежде всего это была подсказка сценаристов: есть, мол, смысл, поскольку первый вариант игры провалился, назвать себя «сыном» Президента и, пытаясь удерживаться на короткой дистанции с главой государства, показать ему, что ты в состоянии собрать большое число сторонников. И если сейчас не осуществится план убедительной победы Ющенко на парламентских выборах, то это будет интерпретировано как нечестность выборов. Кстати, вся эта кампания по прозрачности выборов тоже, считаю, является частью нового-старого плана, так как она готовит оправдание «недостаточной» победы блока Ющенко.
9 марта и «кассетный скандал», по моему мнению, — уже история, из которой сделали выводы все стороны. И активных сторонников втягивания Ющенко в революционный процесс, если и остались такие в блоке «Наша Украина», остановит сам Ющенко. Есть прогнозы, что 9 марта «оппозиционеры» опять попытаются выйти на улицы. Но мне кажется, что это дело маргиналов, не понимающих сути нового плана. Ющенко не поддержит подобного рода акции и будет придержаться линии: «Я настолько хорош, чтобы вы поверили, что я буду хорошим и когда приду к власти». Что ж, время покажет...
Выпуск газеты №:
№44, (2002)Section
Nota bene