Атомная энергетика: главный дефицит — время
В тоже время, говоря об энергетических сложностях в Украине не надо думать, что эта проблема характерна только для нашей страны — нет, это проблема в той или иной мере всего человечества, всех государств. Достаточно обратиться к некоторым примерам: общеизвестно, что одна треть населения земного шара вообще не пользуется энергией в виде электричества; в качестве другого примера надо вспомнить, что США столкнувшись в конце прошлого столетия с проблемой нехватки электричества, понудило президента Дж. Буша объявить в мае прошлого года новую национальную энергетическую программу. Симптоматичны слова этого документа о том, что «уже в 2001 году США столкнулись с самой серьезной проблемой нехватки электроэнергии со времен нефтяного эмбарго семидесятых годов. Результаты этого уже ощущаются повсеместно. Многие семьи получили счета за электричество в 2 — 3 раза выше, чем год назад. Миллионы американцев узнали, что такое отключение электричества или частичное затемнение. Некоторые работодатели вынуждены увольнять работников или сокращать производство, чтобы покрывать все увеличивающиеся затраты на энергию...».
Однако вопрос остроты дефицита электроэнергии определяется уровнем экономического развития государства; потребление электроэнергии в развитых странах на душу населения колеблется от 6000 до 12000 кВт/ч в год на человека, (Украина — около 3200 кВт/ч в год). Но в развитых странах проблемы в энергетическом хозяйстве решаются рыночными ценами на топливные ресурсы за счет высоких требований к техническому состоянию оборудования, в части его надежности, эффективного использования топлива, выполнения экологических требований. В этих странах в случаях снижения технического состояния оборудования электростанций, нарушения экологии они либо закрываются, либо за счет дополнительного финансирования «доводятся» до требуемого уровня с отнесением этих затрат на стоимость электроэнергии. В рыночных условиях цена на энергоресурсы и тарифы на электроэнергию заставляет изготовителей продукции, всех других потребителей постоянно заниматься энергосбережением, внедряя современные технологии, строго контролируя расход энергоресурсов.
Для нас ущербным фактором является крайне низкая эффективность использования электроэнергии в промышленности, энергозатратном коммунальном хозяйстве, при неполной ее оплате.
Условия переходного периода экономики вынуждают правительство в ряде случаев в вопросе использования и распределения электроэнергии прибегать к административному ресурсу в льготном предоставлении ее отдельным отраслям промышленности, что ведет к исключению рыночного механизма в снижении удельных затрат энергии.
Однако кроме чисто текущих экономических проблем, связанных с использованием энергоресурсов в наших условиях главным для электростанций и всего энергетического хозяйства является исчерпание ресурса их основного оборудования и в связи с этим невозможность экономичной и надежной их работы. Мы прекратили строительство, реконструкцию и качественный ремонт оборудования электростанций. В наиболее тяжелом состоянии находятся тепловые электростанции, которые были и продолжают оставаться еще и основным теплоснабжающим энергоисточником для промышленности, коммунального хозяйства и населения. Все они введены в пятидесятые-семидесятые годы и позже не подвергались техническому переоснащению; (в этом отношении характерным примером может служить тот факт, что после объединения Германии в 90-х годах только на доведение электростанций бывшей ГДР до нормативных экологических требований было затрачено более 10 млрд. немецких марок).
В лучшем положении находятся атомные станции Украины, поскольку они относительно молоды и, обеспечивая сегодня в отдельные периоды до половины производимой электроэнергии страны, могли бы заполнить «паузу» дефицита электрогенерирующих мощностей.
В этом плане полезно обратиться к зарубежному опыту и практике, когда мировое производство ядерной энергии за последние 10 лет растет со скоростью выше средней скорости роста других энергоисточников. Так, Бразилия, Словакия, Индия, Китай за последние 10 лет удвоили потребления ядерного электричества. О внимании к развитию атомной энергетики говорит и рост в 2000 году мировой добычи урана (в целом за 1 год на 12%); характерно, что добыча России возросла на 40%.
В США после аварии в 1980 году на американской АЭС «Три-Майл- Айленд» и последующей Чернобыльской катастрофы были приостановлены заказы на строительство новых АЭС (к этому времени там действовало 104 атомных энергоблока). Однако в связи с имевшим место энергетическим кризисом в Калифорнии, роста цен на органическое топливо, комиссия по ядерному регулированию США уже продлила срок эксплуатации пяти атомных энергоблоков на 20 лет (то есть до 60 лет) и ожидается рассмотрение заявок еще на 33 блока. Продлен срок действия закона Прайса Андерсона, который ограждает компании, владеющие АЭС, от юридической и финансовой ответственности за последствия возможных незначительных инцидентов на АЭС. Предусматривается также вернуться к переработке урана, использованного в реакторах атомных электростанций.
В вопросе о роли и перспективе развития атомной энергетики в Украине на будущее уже сегодня само положение, сложившееся в топливно-энергетическом комплексе страны хорошо формирует эту задачу, так как по итогам последних лет в балансе всех энергетических источников Украины доля «атомной энергии» составила 12 — 13%, а по выработке электроэнергии доля АЭС составила около 45%. В тоже время исходя из сроков пуска наших АЭС и назначенного (установленного) срока их эксплуатации (30 лет) в 2010 — 2020 гг. предстоит вывести из работы 12 энергоблоков АЭС общей мощностью 10880 МВт (указанное положение было отражено и в послании 2001 года Президента Украины парламенту страны). Однако с учетом отсутствия на сегодня концепции на технические и рабочие проекты по выводу АЭС (а также нормативных документов по накоплению финансовых затрат) осуществить их вывод с приемлемыми экологическими и экономическими условиями невозможно.
В этих условиях необходимо уже в 2002 году выпустить постановление Кабинета Министров Украины о необходимости разворота работ в обоснование возможности продления срока эксплуатации атомных энергоблоков до 40 — 50 лет.
Такое постановление на правительственном уровне даст старт разработке соответствующих нормативных требований по этому вопросу и подтвердит, что Украина намерена продолжить идти по пути дальнейшего использования атомной энергетики. Характерно, что в России разработан и введен в действие постановлением правительства Российской Федерации документ. К работе привлечены 24 научных и конструкторских учреждений, создано и введено в действие более 50 нормативных документов о порядке продления срока эксплуатации АЭС. Украине необходимо на государственном уровне «войти» в эту российскую программу, тем более, что наши АЭС построены по общим проектам, а такое взаимодействие определено межправительственным соглашением Украины и России. Инженерная подготовка и реализация мероприятий, в обоснование возможности продления срока эксплуатации энергоблоков АЭС требует большого количества времени и должна начинаться за 10 и более лет до истечения установленного проектом срока службы АЭС.
Наличие правительственного решения (в случае его принятия) позволит уже в 2002 — 2004 гг. разработать отраслевую (в т.ч. поблочную) рабочую программу необходимых технических, организационных и финансовых мероприятий по продлению срока эксплуатации действующих энергоблоков АЭС. Важно подчеркнуть, что выполнение мероприятий по подготовке технической документации в случае принятия «Российской концепции продления ресурса» не потребуют значительных финансовых затрат, так как имеются большие наработки в России. Эти наработки по согласованию с Министерством Атомной энергетики РФ могут быть использованы специалистами атомных электростанций, компании НАЭК, научными силами Государственного комитета ядерного регулирования и Академии наук Украины. Создание такой нормативной базы для АЭС Украины позволит планировать реальную работу по продлению ресурса АЭС уже с 2004 — 2005 гг., совмещая ее с проводимыми ежегодными текущими и капитальным ремонтами энергоблоков.
Финансовые средства на такие работы частично уже заложены сегодня в действующий тариф на производимую электроэнергию, и они взимаются с потребителей, но «не доходят» до атомных электростанций. Важно и то, что при правильно составленной программе можно в первые годы начать выполнение менее затратных работ.
Подготовительная работа в НАЭК «Энергоатом» и на АЭС Украины по подготовке концепции продления срока эксплуатации энергоблоков начата, но она должна быть «узаконена» на государственном уровне и подкреплена конкретной программой со сроками ее реализации.
Среди других вопросов, влияющих на экономику и срок эксплуатации атомной отрасли, является работа с отработавшим ядерным топливом атомных электростанций.
По принятой при проектировании схеме, отработавшее топливо отгружается с украинских АЭС в Россию в централизованное хранилище на Красноярский комбинат. При этом в счет стоимости оплаты по приему топлива российской стороной включена стоимость на его последующую переработку, что в 5 — 6 раз превышает реальные затраты на его хранение. Таким образом, Украина практически инвестирует будущее строительство российского завода по переработке топлива по программе, принятой Думой России и утвержденной президентом.
Прагматичная экономическая политика России требует от Украины незамедлительного принятия решения и по этому вопросу. Подготовленная специалистами и переданная руководству рабочее предложение по созданию национальной инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом позволяет в случае принятия такой схемы сэкономить в ближайшее десятилетие несколько сот миллионов долларов (даже с учетом затрат на сооружение централизованного хранилища), а после окончания строительства такого хранилища экономия будет более значительной, так как в этот период сохранятся только эксплуатационные расходы. Имеющееся рабочее предложение может быть в течение короткого времени доработано до уровня предпроектного решения, тем более, что сама проблема способа хранения практически решена и реализована в условиях Запорожской АЭС. Однако для начала работы по выполнению проекта необходимо также решение на правительственном уровне. Как и в случае с мероприятием по продлению срока службы энергоблоков АЭС здесь нужна на первом этапе не затратная, а административная и организационно- техническая работа, без которой нельзя в последствии реализовать решение в целом.
Информация, изложенная в этой статье весьма общая, цифры и факты хорошо известны специалистам, в тоже время в ней не затронуты вопросы свежего ядерного топлива, отечественного машиностроения и средств автоматики, научно- конструкторского сопровождения всей ядерной энергетики.
В условиях все нарастающих проблем в топливно-энергетическом комплексе ядерная составляющая должна сыграть свою роль, поэтому она заслуживает особого внимания.
Выпуск газеты №:
№34, (2002)Section
Подробности