Прощай, оффшор?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020209/426-3-2_0.jpg)
Правительство Греции решило позволить представителям Международного трибунала по военным преступлениям в бывшей Югославии ознакомиться с состоянием банковских счетов, которые, как считают эксперты, связаны с бывшим президентом Югославии Слободаном Милошевичем, сообщает Би-Би-Си. Решение принято в соответствии с многочисленными просьбами главного прокурора Гаагского трибунала Карлы дель Понте, неоднократно заявлявшей, что Милошевич «украл у югославского народа колоссальные суммы денег». По некоторыми данным, речь идет о $4 миллиардах. Как пишет греческая газета «То Вима», власти Греции приняли решение предоставить Гааге информацию о счетах более 10 физических и юридических лиц еще в ноябре прошлого года. Эксперты считают, что след, связанных с Милошевичем денег, следует искать именно в средиземноморских странах, в частности, в Греции и на Кипре. Пристальное внимание международных организаций и, в частности, Европейского Союза, к проблеме отмывания денег и оффшорных зон объясняется, по крайней мере, двумя факторами: расследованием громких дел, схожих с делом Слободана Милошевича, и процессом расширения ЕС. В 2004 году среди других 10 стран в Европейский Союз вступит и Республика Кипр. Готовясь к этому и выполняя требования Брюсселя, в Никосии уже приблизительно два года не называют свою страну оффшорной зоной. Вместо этого применяется термин «международный деловой центр».
Сегодня на Кипре зарегистрированы почти 50 тысяч оффшорных компаний. Только 22 тысячи из них действующие. По данным газеты «Файненшл Таймс», только 1100 оффшоров имеют на острове свои офисы. В 2000 году Республика Кипр получила от оффшорного сектора прибыль в 260 миллионов кипрских фунтов ($416 миллионов). Примечательно, что центральный банк Кипра чем дальше, тем придирчивее относится к деятельности оффшоров — в 2000 году он отменил разрешение на деятельность 2 тысяч компаний, по сравнению с 900 — в предыдущем году. Под влиянием международного давления на Кипре было создано специальное подразделение по борьбе с отмыванием денег, подчиненное непосредственно генеральному прокурору. Недавно 30 оффшорных банковских подразделений подверглись детальной проверке, главным образом потому, что они работали с денежными потоками из таких стран как Украина, Россия, Румыния и Каймановы острова, отмечает «Файненшл Таймс».
В прошлом году количество желающих зарегистрировать оффшорную компанию на Кипре не уменьшилось. Ежемесячно центральный банк страны получал около 500 заявок. Одним из факторов подобной привлекательности Кипра является чрезвычайно низкий налог на прибыль, составляющий для оффшорных компаний 4,25%. Теперь же, в соответствии с проектом общей реформы налогообложения, разработанным в соответствии с требованиями ЕС, ставка налога должна подняться до 10%. В то же время до этого уровня будет снижен налог для компаний-резидентов, сейчас составляющий 25%. Министерство финансов Кипра внесло проект реформы налогового законодательства на рассмотрение парламента страны. Главный посредник на переговорах Кипра и ЕС Йоргос Василиу выразил агентству Рейтер свою надежду на то, что к июлю этого года вопросы реформы налогообложения будут окончательно решены.
Как повлияет реформа налогообложения на украинские компании, зарегистрированные на Кипре? Не решат ли они переехать, например, на Виргинские острова? Должностные лица в Никосии убеждены, что увеличение налога до 10% не такое значительное, и общая сумма выплат все равно будет меньшей, чем пришлось бы выплачивать где-то еще. «Кипр не будет оффшорной зоной. Наша страна будет международным деловым центром, где будут действовать общие законы и для киприотов, и для некиприотов, — заявил «Дню» Посол Кипра в Украине Хараламбос ИОАННИДИС . — Мы внесем изменения в налоговую систему, но сохраним привлекательность Кипра для инвесторов, для чего имеются ноу-хау, инфраструктура, опытный персонал, эксперты, связь. Верю, что украинские бизнесмены останутся на Кипре».
КОММЕНТАРИЙ
Игорь БУРАКОВСКИЙ, старший экономист Киевского Центра Института Восток — Запад, профессор Национального университета Киево-Могилянская Академия, доктор экономических наук:
— Сегодня значительная часть оффшорного сектора Кипра представлена российским и югославским капиталом. Кипр также активно используется в разнообразных финансовых схемах украинскими предпринимателями и бизнес-структурами других стран. Реформа налогово-финансового законодательства Кипра обусловлена двумя факторами. Во-первых, страна является претендентом на вступление в Евросоюз, который требует от нее приведения национального законодательства в соответствие со стандартами ЕС. Во-вторых, Кипр был одним из немногих оффшоров, пообещавших Организации Экономического Сотрудничества и Развития привести национальную налогово-финансовую систему в соответствие с международными нормами прозрачности финансовых операций и реформировать систему надзора за деятельностью многочисленных компаний. Очевидно, что во втором случае Кипр просто пытается любой ценой избежать внесения в список ФАТФ (Специальная комиссия по борьбе с отмыванием денег ОЭСР), в котором указываются территории и страны, где отмываются грязные деньги. По моему мнению, запланированные изменения необходимо рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, понятно, что в ходе названной реформы Кипр будет пытаться сохранить статус международного делового центра (а именно так называет страну правительство). Для Кипра поступления от регистрации компаний и связанных с ней операций составляет весьма существенную часть бюджета. Поэтому главной целью Кипра будет сохранение соглашений об избежании двойного налогообложения с другими странами. Следует также отметить, что оффшорные возможности довольно широко используются также американскими и европейскими компаниями. Поэтому у Кипра есть все шансы сохранить свою инвестиционную привлекательность и в дальнейшем. Во-вторых, когда речь идет о последствиях реформы налогообложения для украинских бизнесменов, то, на мой взгляд, все будет зависеть от того, какие именно схемы реализуются через кипрские компании. Я считаю, что увеличение налога до 10% существенно не повлияет на бизнес, поскольку в данном случае это налогообложение будет сравниваться с соответствующими налоговыми ставками, рисками, регулятивной средой бизнеса в Украине, России и других странах. Вместе с тем, часть российских и украинских компаний (и компаний из других стран) покинет остров и изберет другие оффшорные юрисдикции. Что касается статуса отношений с Кипром, то он сегодня определяется двумя соглашениями, которые Украина унаследовала от СССР: Соглашением об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и Договором о правовой помощи в гражданских и уголовных делах. Таким образом, изменение ставок налогообложения на Кипре фактически не повлияет на правовое положение кипрских инвестиций на территории Украины. Следует отдельно отметить, что при других равных условиях, после вступления Кипра в ЕС зарегистрированные там украинцами инвестиции приобретут, так сказать, «европейский» статус, но этот вопрос нуждается в отдельном анализе. Таким образом, с моей точки зрения, существующая на сегодняшний день договорно-правовая база сотрудничества между Кипром и Украиной даже при изменении системы налогообложения на Кипре сохранит привлекательность Кипра для украинских бизнесменов.
Выпуск газеты №:
№26, (2002)Section
День Планеты