Дышите глубже!
Более трети украинцев проживает в регионах с высоким уровнем загрязнения![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020126/416-2-3_0.jpg)
Научно-практическая конференция «Воздух Украины: локальные и глобальные последствия его загрязнения и пути оздоровления», прошедшая вчера в Институте гигиены и медицинской экологии, стала уже пятым мероприятием такого уровня из серии экологических за последние несколько месяцев. Активность экологов и врачей вполне объяснима на фоне данных Минэкоресурсов, согласно которым в Украине нет ни одного региона, где качество атмосферного воздуха соответствовало бы санитарным требованиям. Более трети украинцев проживает в «зонах риска» — 24,3% живут в условиях высокого загрязнения, а 7,6% — очень высокого. Безусловно, больше всего «достается» промышленным регионам. К примеру, в Дзержинске уровень загрязнения воздуха превышает допустимый в 7,6 раза, а в Одессе — в 10,2 раза.
Однако, если в промышленных регионах кризис объясняется тем, что ряд предприятий из- за отсутствия очистительных установок не придерживается нормативов по гранично допустимым выбросам, то когда речь зашла о Киеве, в разряд первостепенных попала другая проблема — транспортная. В частности, специалисты подчеркнули, что столичная горадминистрация периодически ликвидирует экологически чистые трамвайные и троллейбусные марсшруты, заменяя их более выгодными «Газелями». Кроме этого, по мнению главы Комитета экологической политики Верховной Рады, народного депутата Украины Юрия Самойленко, необходимо наконец-то ввести санкции по отношению к водителям, которые ездят без катализатора, и запретить ввоз в страну старых автомобилей, эксплуатация которых наносит существенный вред воздуху в городе. На сегодняшний день, согласно выводам экспертов, 47% «загрязнителей воздуха» — это промышленные предприятия, а 53% (по словам специалистов, эта цифра с каждый месяцем возрастает) — автотранспорт.
Существенной проблемой, по мнению участников конференции, остается и отсутствие экологического образования и экологического самосознания у украинцев. Ведь сама вероятность введения штрафных санкций по отношению к водителям «грязных» автомобилей воспринимается ими как ущемление прав и очередная «обдираловка» со стороны государства. Между тем беспристрастные цифры могут заставить пересмотреть приоритеты. К примеру, среди населения, которое проживает в условиях высокого загрязнения атмосферного воздуха, показатель общей первичной заболеваемости выше на 13%, уровень заболеваемости туберкулезом — на 49%, а нервной системы — на 42%. К тому же не секрет, что «воздушными» проблемами уже обеспокоены во всем мире, где доказана прямая связь между грязным воздухом и состоянием человека, а чрезмерная технологизация привела к тому, что каждый последующий год жарче предыдущего. В результате, по словам экологов, арктический морской лед за период с 1978 года по 1996 потерял 6% своей площади, то есть в год в среднем исчезает массив льда, равный по площади, скажем, Бельгии. Киотский протокол, который предусматривает ограниченное количество выбросов каждой страной в год, что выполняется не всеми, может предотвратить надвигающуюся экологическую катастрофу, однако для позитивных изменений, считают специалисты, мало действий со стороны государства. Важно, чтобы здоровье в системе координат поднялось на более высокую ступень.
Выпуск газеты №:
№16, (2002)Section
День Украины