Перейти к основному содержанию

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕНА ПРОЕКТА «ЕВРО»

04 января, 00:00
С двенадцатым ударом часов 1 января 2002 года трехсотмиллионное население двенадцати государств Евросоюза приветствовало выход в наличное обращение новой общеевропейской денежной единицы — евро. Если не брать во внимание сбой банкомата, который, как сообщает ntv. ru, «решил» выдать евро жителям одного из городов Франции на три дня раньше запланированного срока, то первыми получили новую валюту французские граждане острова Реюньон в Индийском океане, где первые официальные евро поступили в оборот в 20:00 по Гринвичу в понедельник. В континентальной еврозоне самое масштабное финансовое событие века стало неотъемлемой частью новогодних празднеств, своеобразной квинтэссенцией которых можно назвать новогоднюю «Ночь евро» в голландском городе Маастрихте (напомним, что именно там в 1992 году было принято решение о создании Европейского валютного союза). Ровно без четверти двенадцать ночи артисты, забравшиеся на 26-метровое дерево в центре города, развернули национальные флаги стран еврозоны, а в полночь прогремел грандиозный фейерверк. «Сегодня — особенный день, великий день для всей Европы, — сказал во вторник Президент Европейской комиссии Романо Проди. — Еще несколько лет назад введение единой валюты было только мечтой, а сегодня мы воплотили эту мечту в жизнь». Вряд ли вызовет удивление тот факт, что во многих городах Европы в новогоднюю ночь возле банкоматов образовались очереди желающих «познакомиться» с новой валютой. Только за первую половину дня 1 января, к примеру, жители Берлина сняли через банкоматы около 13 млн. евро.

А вот в нашей стране, пока еще далекой от ЕС, ажиотажа вокруг введения евро, похоже, удастся избежать. «Украинские банки полностью готовы к переходу стран ЕС на новую валюту. Необходимое для конверсии количество евро уже завезено», — сказал позавчера корреспонденту «Дня» Вячеславу ДАРПИНЯНЦУ Глава правления банка «Ажио» Станислав Аржевитин. По его словам, в ближайшие два-три дня (второго января, следуя советской традиции, банки работают «без клиентов») очередей возле пунктов обмена валют ожидать не следует. Представители Нацбанка, оказавшиеся не совсем готовыми к «падению» доллара после событий 11 сентября, решили проконтролировать введение евро более основательно. Как утверждает С. Аржевитин (представители НБУ говорить на «скользкую» тему валютных спекуляций наотрез отказались), согласно указаниям Нацбанка, в банковских пунктах обмена валют и «агентах-обменниках» разрешена купля-продажа евро на сумму не более 2,5 тыс. Более крупные суммы подлежат обмену в центральных банковских офисах. При этом евро-гривневая маржа не должна превышать 5%. «Конверсия евро в другие валюты (доллар, марка, рубль и т. д.) в обменных пунктах пока запрещена», — подчеркнул банкир.

История евро представляет собой блестящий пример того, как экономические идеи формируют общественное мнение, и как они, в конечном итоге, придают новую форму политическим и экономическим институтам. Роберт Манделл — канадец, лауреат Нобелевской Премии по экономике за 1999 год, — был первым, кто написал о преимуществах и пользе валютных союзов. Проект, приведший к рождению евро, берет свое начало в идеях Манделла, а также в понимании важности эффективной системы регулирования взаимодействия между правительственными органами, такими, как центральные банки, и остальным обществом.

Европейский экономический и валютный союз родился из явно противоречивого суждения, состоящего в том, что правительства, использующие в своих интересах валютные курсы и финансовые рынки, очень часто находятся в обратной зависимости от своей способности обеспечивать стабильность на этих самых рынках. Италия может послужить хорошим примером вышесказанного: до образования валютного союза страна была охвачена высокой инфляцией, высокими ставками процента и очень высокой стоимостью правительственного долга, что угрожало стабильности государственных финансов и уровню жизни каждого жителя Италии.

После того, как валютные курсы и ставки процента были выведены из-под непосредственного контроля итальянских властей, исчезли и высокая инфляция, и высокие ставки процента. Это вовсе не говорит о том, что итальянские власти были исключительно плохими или неумелыми, а только о том, что правила, регулировавшие денежную и фискальную политику в Европе до создания валютного союза, оказались непригодными для рынков с высокой текучестью капиталов, получивших широкое развитие в течение последних двадцати лет.

Евро также дает возможность глубокого понимания политики экономической реформы. Группы сторонников и противников проекта евро никогда не могли объединить определенное число выступающих «за» и «против» проекта и твердо определить свою позицию по этому вопросу, потому что экономические выгоды и издержки, приносимые евро, неоднородны. Группы «за» и «против» менялись с течением времени и отличались друг от друга в разных странах.

Сопротивление проведению реформ, необходимых для жизнеспособности проекта евро, особенно в сфере государственных финансов, было преодолено установлением четкого, последовательного временного графика, а также наказаний за несоблюдение указанных сроков. Такая схема была опасной с точки зрения финансовых рынков, однако чрезвычайно эффективной для преодоления политических препятствий.

В таких странах, как Греция, Финляндия, Италия и Португалия, присоединение к единой валюте противоречило интересам некоторых промышленников, привыкших рассматривать девальвацию национальной валюты как альтернативу лучшим, но более сложным возможностям поддержания и улучшения конкурентоспособности. Евро также нанесло тяжелый удар по тем политикам, которые обнаружили, что инфляция является привлекательной формой налогообложения, поскольку не требует голосования в парламенте.

Евро подняло цену такой «удобной» политики. На карту оказался поставлен уже не уровень инфляции, а фактическое исключение из единого европейского рынка. Умные политики осознали, что баланс политической выгоды и политических издержек кардинально изменился, и поспешили изменить курс. Греция, вероятно, представляет собой наилучший пример таких перемен. Это была страна, которая в течение двух десятков лет жила за счет финансовой помощи из Брюсселя, тратя деньги на высокие зарплаты для работников государственного сектора при низком экономическом росте и высокой инфляции. Под угрозой исключения Греции потребовалось менее двух лет для внесения коренных изменений в политику правительства в Афинах.

Понимание того, что евро является частью гораздо более широкомасштабного процесса экономической и политической интеграции, также помогает объяснить, почему односторонние эксперименты с вариациями той же самой идеи, такие как, например, Аргентина и ее валютные комитеты, имеют совершенно иную судьбу.

Установление предельных сроков было критическим для экономической реформы в Европе, однако любой срок имеет одну характерную черту — когда-нибудь он истекает, — и, как только это происходит, все напряжение и психологическое давление уходит вместе с ним. Сегодня никто уже не сомневается в том, что после создания валютного союза сильное напряжение, вызванное необходимостью вносить изменения, значительно спало по всей Европе. Действительно, так называемое «государство всеобщего благосостояния» продолжает растрачивать богатство и благосостояние наших детей.

Законы о труде, трудовые положения не дают возможности работать миллионам потенциальных работников. Огромное количество видов деятельности ограждено от конкуренции, начиная с продажи автомобилей, стоматологии и т.д. В результате значительные доходы от всех потребителей поступают к небольшим защищенным законом группам людей, или, что еще хуже, вся экономика страдает от хронического склероза. После введения евро реформа в этих областях будет означать возвращение к старым трудностям.

Но, несмотря на все проблемы, мы считаем, что евро — это великая реформа, прекрасно исполненная. Польза от нее простирается далеко за пределы экономики. Евро демонстрирует, что вековое соперничество между национальными государствами может быть преодолено и забыто посредством помощи гражданам этих государств более легко пересекать границы и вести дела друг с другом. Прочные экономические институты в Европе послужат основой единого свободного общества. В конечном итоге начнется образование крепких политических институтов по всему континенту, и даже в посткоммунистических государствах, уже выстроившихся в очередь в ожидании присоединения к Союзу. Остальной же мир должен принять этот факт во внимание.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать