Перейти к основному содержанию

Жизнь, сокращенная дымом

Сигарета еще остается моделью успеха для подростков
16 октября, 00:00

На «круглом столе» отмечалось, что в первом чтении был принят законопроект «Об ограничении потребления табачных изделий». Ныне продолжается его подготовка ко второму чтению. По некоторым ключевым вопросам существует принципиальное несогласие между представителями табачной индустрии и сторонниками здравоохранения.

Во время обсуждения были заслушаны обе стороны: производители табака — с одной, работники здравоохранения и общественных организаций — с другой стороны. Нужна или нет реклама табачных изделий, что даст нам эта реклама (это — право граждан иметь свободный выбор или, может быть, основное ее действие направлено на еще несформировавшееся сознание подростков, что заставляет их курить только из чувства дани моде)? Из уже упоминавшейся возрастной группы 15-летних большинство не смогло объяснить, почему оно курит. Противники курения отмечают, что сигарета еще остается своеобразной моделью успеха для подростка. Это особенно опасно, учитывая, что у них нет положительных моделей поведения. К тому же, интерес к курению увеличивают разнообразные рекламные акции табакопроизводящих компаний.

Как отметила представитель Украинского института проблем здоровья Галина РУДЬ , сегодня разработано три основных направления противодействия табачной агитации: предотвращение приобщения к табаку; поддержка тем, которые хотят избавиться от этой привычки; защита тех, кто не курит, а также защита их права жить в чистой среде. Предложение относительно запрещения рекламы табака по телевидению и в средствах массовой информации раздается уже давно, есть позитивный опыт Канады. Планируется пересмотреть политику ценообразования, повысить цены. Как отметили оппоненты из табакопроизводящей отрасли, они так же за то, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни, однако повышение цен приведет к увеличению контрабандного рынка. Так, повышение акцизного сбора в 1998 — 1999 годах привело к падению легального производства на 20% и, в то же время, к увеличению контрабандного рынка на 30%. Легко убить нашу табачную отрасль, но это приведет к господству на нашем рынке западных производителей.

Проблема еще и в неинформированности населения относительно вреда курения для здоровья, а это и онкологические, и сердечно-сосудистые заболевания, нарушения иммунной системы, а еще такие серьезные заболевания, как туберкулез (им сейчас болеет 1 миллиард населения).

Чтобы противодействовать табачной эпидемии, разработана Рамочная конвенция по контролю над табаком, создан альянс этой конвенции. Ныне он объединяет 130 неправительственных организаций со всех континентов. Создан комитет для регулирования контрабанды табачных изделий. Объявлено общественное обсуждение Коалицией общественных организаций «За свободную от табачного дыма Украину» для всех неравнодушных граждан относительно рекламы и правдивой информации о вреде табака. Одна из инициатив — проведение Олимпийских игр в нетабачной среде.

Серьезнее следует отнестись и к антирекламе, ведь она часто не может противостоять цветному, профессионально сделанному ролику или плакату, который пропагандирует курение. Как сообщил заместитель главного врача Центра здоровья Отто Стойка, недавно инициативной группой студентов был проведен подсчет пунктов продажи табака в центре нашего города. На каждый 1 квадратный километр их было обнаружено 92, а также 200 щитов с рекламой сигарет.

Кстати, когда проводился общественный опрос относительно запрещения рекламы табачных изделий, то 80% из согласившихся пройти анкетирование, говорили: «Рекламе — нет».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать