Перейти к основному содержанию

Три уровня пенсионной реформы

Граждане Украины будут определять размер своей пенсии сами
16 октября, 00:00

Он сообщил, что с документом уже ознакомилось руководство парламента и Кабинета Министров, которые оценили его позитивно, и в ближайшее время, по его убеждению, примут меры, предусмотренные в этом послании. Замглавы президентской администрации считает необходимым принять в ближайшее время два наиболее важных законопроекта: «Об общеобязательном пенсионном страховании» и «О государственном пенсионном обеспечении», без которых невозможно дальнейшее реформирование пенсионной системы, сообщает Интерфакс-Украина.

Действительно, по убеждению специалистов, необходимость пенсионной реформы в Украине давно назрела по целому ряду причин. Во-первых, в Украине действуют около 20 законодательных актов, регулирующих пенсионные вопросы. Некоторыми из них выделяется особая привилегированная группа (чиновники различных уровней, депутаты и т.д), получающая пенсии «по особому тарифу». Это, по словам научного сотрудника Института социологии Владимира Бевзя, приводит к тому, что разница в уровнях пенсий куда больше, нежели в уровнях зарплаты. Ведь для основной массы вышедших на заслуженный отдых существует ограниченный тариф. А высокий уровень смертности приводит к тому, что многие люди просто не доживают до пенсионного возраста. То есть теми отчислениями, которые на протяжении всей жизни они делали в Пенсионный фонд, они не успевают воспользоваться. Поскольку эти деньги являются собственностью государства, данными средствами не могут воспользоваться и родственники покойного.

Немалую проблему составляют и масштабы выплат в Пенсионный фонд, говорит В. Бевзь: из 28 млн. трудоспособного населения реально платят взносы только 15,3. Также, как утверждает научный консультант при Президенте Украины Элла Либанова, некоторые предприятия накапливают долги перед Пенсионным фондом, причем время от времени законодатели принимают решение об их списании. В результате, несмотря на то, что такой метод значительно облегчает жизнь самим предприятиям-должникам, этот шаг ложится дополнительным грузом на пенсионную систему.

Кроме этого, как отметил В. Бевзь, Украина в скором времени столкнется с проблемой, называемой специалистами «демографическим седлом». Ведь старение нации в значительной мере связано как с невысокими показателями рождаемости в настоящее время, так и послевоенным «беби-бумом», а это, в свою очередь, приведет в недалеком будущем к тому, что количество выходящих на пенсию значительно превысит число работоспособных, делающих взносы в Фонд, что создаст дефицит пенсионных средств.

Введение многоуровневой пенсионной системы (когда, помимо нынешней солидарной, будет работать обязательная и добровольная накопительные системы), по утверждению специалистов, поможет решить комплекс этих проблем. То бишь, каждый гражданин в любом случае будет участвовать в солидарной (которой предусмотрено отчисление определенного процента зарплаты в Пенсионный фонд) системе, поскольку это, в любом случае, по словам Э. Либановой, является страховкой от бедности. Второй уровень — это обязательная накопительная система, когда частные лица отчисляют 2% фонда заработной платы, которые аккумулируются на личных пенсионных счетах. Грубо говоря, человек, независимо от его воли, откладывает дополнительные деньги на старость. И третий уровень — когда человек хочет создать большие накопления на персональном счету, тем самым увеличив размер будущей пенсии. По мнению Э.Либановой, это начнет приучать человека к куда большей ответственности за свою судьбу и судьбу близких ему людей.

Министр труда и социальной политики Иван Сахань считает, что послание Президента определяет следующий этап реформирования пенсионной системы, сообщает Интерфакс. Он также отметил, что на первом этапе пенсионной реформы снята одна из главных проблем — задолженность по пенсиям, а также повышен уровень пенсионного обеспечения на 25%. Между прочим, по словам Э.Либановой, эта задолженность в свое время возникла благодаря «дальновидности» некоторых законотворцев, забравших средства Пенсионного фонда в бюджет. Проиграют, по ее мнению, от пенсионной реформы только те, кто получает «несправедливо большие пенсии» (поскольку их размер будет зависеть не от мнимых заслуг перед государством, а от самого человека, желающего аккумулировать куда большие сбережения), а также «теневики». Ведь когда работник будет иметь ясное представление зависимости между размером накопленных средств, это, по утверждению Э. Либановой, лучше других факторов будет стимулировать к легализации своих доходов (декларации больших сумм) и позволит решить проблему выплаты зарплат «в конвертах».

Правда, как отмечает доктор социологических наук Александр Вишняк, на пути у новой пенсионной системы стоит немало проблем. В первую очередь, еще необходимо создать цивилизованный фондовый рынок, нужно принять закон о государственном долге и закон об ипотеке, целую пачку документов, которые регулируют деятельность инвестиционных компаний и пенсионных фондов, сделать цивилизованным налоговое законодательство, создать пенсионную инфраструктуру (регуляторный орган, который будет вести контроль за тем, чтобы эти деньги попросту не украли). Открытым остается вопрос о выработке механизмов, могущих защитить накопленные деньги от инфляции, дабы они соответствовали индексу потребительских цен (изменению уровня жизни).

Решение проблемы сохранности средств специалисты видят в инвестировании денег в несколько различных компаний, чтобы, в случае «прогорания» одной из них, на счетах других сохранились бы средства на выплату пенсий. В мире эта процедура четко отработана, в Украине же, где за довольно непродолжительный период, по словам А. Вишняка, обанкротилось пять из десятка стабильнейших банков, решить вопрос о надежном хранении средств будет достаточно сложно. Нести же ответственность за пенсионные средства, по мнению Э. Либановой, в любом случае должно государство, а каждый гражданин должен иметь возможность в любой момент просмотреть состояние своего персонального счета.

Есть еще и проблемы иного, психологического, характера. Пока общество не воспринимает реформу, поскольку привыкло думать, что любое нововведение — не на пользу простым его членам (по словам Э. Либановой, противники реформы даже утверждают о том, что в Фонд придется отчислять около 50 % зарплаты), а также не может оценить ее результативность. В идеале, как утверждает Э.Либанова, нужно повышать пенсионный возраст и, экономическими методами стимулируя при этом работников, убеждать их в целесообразности работать дольше. Однако такой шаг, по ее словам, сейчас вызовет противодействие со стороны выходящих по старой солидарной системе на пенсию в нынешнее время, что будет тормозить принятие нового законодательства.

Полноценное функционирование многоуровневой системы возможно через 20 — 30 лет. Министр труда и социальной политики И. Сахань подчеркнул, что если Верховна Рада не примет эти законопроекты, следующий состав парламента «будет готов принять их только через три года».

Однако, как отмечалось выше, через 3 — 4 года Украина неминуемо столкнется с проблемой массового выхода на пенсию ее жителей, а это означает, что к этому времени нужно завершить первый этап пенсионной реформы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать