Эпоха имитации
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011011/4184-5-2_0.jpg)
Поэтому-то, возможно, публикация нового произведения Евгении Кононенко — романа «Імітація», подготовленного львовским издательством «Кальварія», имеет определенные шансы стать событием в литературной жизни Украины. Презентация романа, которая состоялась в доме Международного фонда «Відродження», привлекла внимание известных писателей, критиков-литературоведов, издательской элиты. Приятно, что мысли выступающих далеко не во всем совпадали, следовательно, роман не оставляет читателя безразличным.
Был один момент, который вызвал почти единодушное согласие всех присутствующих: блестящим творческим успехом Евгении Кононенко является уже само название произведения. Это — действительно «попадание в десятку», ибо, как отметила молодой, но уже известный литературовед Светлана Матвиенко, «Імітація», — конечно же, не просто название: это слово, кроме концентрации в себе главной идеи, сразу проходит и как жанр, и как способ написания, и... как оправдание, снимая любую ответственность за оригинальность. Вместе с тем, С.Матвиенко отметила, что есть несколько спорных вещей в самом построении романа: имитацией кое-где спекулируют, реализмом деталей — также. Но ведь нет, по мнению рецензентки, никакой имитации поиска истины — есть настоящий поиск, настоящий трагизм, и это — высший комплимент автору. Другой рецензент, известный ученый и писатель, доктор физико-математических наук Максим Стриха, заявил, что, по его мнению, Евгения Кононенко вообще чуть ли не единственный интересный, заметный киевский автор в украиноязычной литературе сегодняшнего дня, и именно ей удалось создать очень современный, читабельный украинский роман. И хотя есть определенные проблемы в соотношении конкретики сюжета и философских обобщений (а Е.Кононенко, по собственному признанию, питает слабость к чтению философских произведений) — успех автора, по мнению М.Стрихи — причем к этой оценке присоединился и присутствующий на презентации Андрей Курков, писатель, известный в Европе — является бесспорным.
Игра интеллекта... Имитация... Всегда ли мы понимаем, какие ужасные явления иногда кроются за этими словами? Имитация духовности, демократии, независимости может быть фатальной. Ибо это — искусственность, антитворчество, вторичность. Вот пример из наиболее величественной, по-видимому, интеллектуальной игры — шахмат. В 1933 г. гениальный Капабланка играл белыми с посредственным американским мастером. Тот старательно копировал (имитировал) все его ходы, но очень быстро... получил мат. Как бы в роли этого неудачника не оказаться всем современным имитаторам — со всеми катастрофическими последствиями. Ибо играем же мы не с Капабланкой — с самой жизнью!
Выпуск газеты №:
№184, (2001)Section
Культура