Перейти к основному содержанию

Куда, с кем, когда

Украинские партии в поисках внешнеполитического «лица»
08 сентября, 00:00

Начало сентября ознаменовалось видимой активизацией внешнеполитической деятельности руководства страны. Так, 4-5 сентября состоялся визит Президента Украины Леонида Кучмы в Болгарию, где он сделал ряд принципиальных заявлений. В частности, о том, что «неотъемлемой составляющей» построения новой Европы является проходящий процесс реформирования и расширения НАТО. Одновременно Президент отметил, что сегодня Украина не ставит вопрос о вступлении в НАТО. Л. Кучма также сожалеет, что процесс евроинтеграции автоматически не решает проблемных вопросов и может привести к временным осложнениям. Это, по его мнению, касается, в частности, Украины и ее отношений с ассоциированными членами Европейского союза, сказал он в среду в Софии в ходе выступления перед депутатами Народного собрания Болгарии. В то же время Л.Кучма отметил, что европейская интеграция является «одинаковой стратегической целью» для Украины и Болгарии.

Также 10-11 сентября в Ялте состоится саммит «Украина-ЕС», который может стать одним из важнейших событий во внешней политике страны нынешнего года. На саммите первоочередное внимание будет уделено реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом, будут обсуждаться вопросы экономического сотрудничества между Украиной и ЕС, политического диалога, сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел, в области энергетики и охраны окружающей среды.

В то же время на фоне предстоящих парламентских выборов актуальным становится вопрос внешнеполитических ориентаций украинских партий и степени их влияния на внешнюю политику в стране. И хотя традиционно (и в соответствии с действующим законодательством) в сфере внешней политики определяющую роль играет исполнительная власть во главе с Президентом, это не значит, что партии в этом смысле бесправны. Скорее всего дело в политико-правовой незавершенности института парламентского большинства, норм его формирования и полномочий. А как известно, где нет возможности легального политического влияния, — там будет теневое. Кстати, между внешнеполитической многовекторностью и многопартийностью по-украински угадывается некоторое подобие. Левые — Россия, правые — Европа, центр — различные комбинации первых двух вариантов. К тому же все это часто на уровне деклараций. В этих условиях проукраинские внешнеполитические установки могут просто потеряться в калейдоскопе экспортных имиджей.

Какие внешнеполитические ориентации имеют политические партии в Украине? Имеют ли они влияние на внешнюю политику государства? С этими вопросами «День» обратился к экспертам.

Александр СУШКО , директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины, Олесь ЛИСНИЧУК, эксперт Центра:

— Внешняя политика никогда не была доминирующей составляющей партийных программ вообще и предвыборных дискуссий в частности: эта тема не является жизненно значимой для избирателей. Но, как и в реальной политике, международный фактор неизменно вплетается в ткань корпоративных и групповых интересов, оформляющихся путем партийно-блочного разграничения. Наблюдая динамику этих интересов, постоянно замечаем взаимосвязь, указывающую на справедливость утверждения, что «внешняя политика является продолжением внутренней». Однако не менее справедливым было бы и обратное утверждение.

Не разделяя нигилистически-презрительное отношение к украинским политическим партиям и не переоценивая их роли, предлагаем заглянуть в среду партийных элит как в своеобразную кухню, где коллективные интересы оформляются, с одной стороны, в виде деклараций, партийных программ, а с другой — в форме конкретных решений и предложений, которые посредством парламентских механизмов или лоббистских схем внутри исполнительной власти превращаются в государственную политику.

Период предвыборной кампании — это время, когда партийно оформленные политические силы получают шансы заявить о своих претензиях относительно международного самоопределения страны и предложить свою рецептуру его оптимизации. Насколько готовы к этому сами украинские партии, готовы ли вообще и чего от них ожидать?

Данный материал базируется на результатах двух проведенных ЦМКВПУ опросов экспертов (некоторые результаты приведены в таблицах), представлявших институты исполнительной и законодательной власти, государственные и неправительственные аналитические центры и СМИ: «Внешняя политика и политика безопасности Украины» (ежеквартальный опрос, июнь 2001 г., опрошено 40 экспертов) и «Политические партии и внешняя политика Украины: предвыборный контекст» (июль 2001 г., опрошено 76 экспертов).

Влияние отечественных политических партий (как лояльных к власти, так и оппозиционных) на внешнюю политику и на внешнеполитический курс традиционно считается незначительным. Это прежде всего связано со второстепенной ролью парламента в сфере внешней политики, из-за чего институты легального партийного представительства во власти — парламентские фракции — владеют очень ограниченным набором легальных инструментов давления. При этом несколько теряется понимание значимости теневой и полутеневой политики, которая в условиях незрелой демократии создает для участников политического процесса альтернативный инструментарий влияния.

Табл. 1

В принципе, оценка внешнеполитического влияния, принимая во внимание преимущество СДПУ(о), КПУ, и партий, входящих в блоки «ТУНДРА» и «Наша Украина», в целом совпадает с существующими представлениями о наиболее организованных, многочисленных, разветвленных и амбициозных гипотетических фаворитах следующих выборов.

Партийные элиты имеют ограниченные легальные возможности в условиях президентско-парламентской республики, когда ни формирование правительства, ни принятие конкретных политических решений не зависит от партий даже в случае формирования ими парламентского большинства. Мы не намерены преувеличивать значимость электоральной кампании 2002 года в плане обретения партиями реальных властных полномочий. Но нельзя отвергать возможность того, что в течение электорального цикла 2002 — 2004 года отдельные группы влияния, легализировавшиеся в виде политический партий, смогут получить властный «контрольный пакет» самостоятельно или в альянсе с другими партиями. В связи с этим ЦМКВПУ предложил экспертам ответить на прогностический вопрос, в значительной степени отражающий оценку реальных внешнеполитических приоритетов партийных элит (табл. 2).

Табл. 2

Выводы из приведенных данных таковы:

Каждая политическая сила, группа влияния, оформившаяся в партию (блок), имеет определенные внешнеполитические интересы, которые не всегда приобретают идеологическую окраску, однако определяют поведение партий более жестко, чем цели, задекларированные в партийных программах. Нередко осознанные коллективные интересы партийных элит противоречат текстам партийных программ.

Европейский, прозападный курс внешней политики хотя и в фаворе у многочисленных политических сил (от действующей исполнительной власти до ее непримиримой оппозиции), однако реального ресурса его поддержки недостаточно для последовательной реализации. Среди трех самых влиятельных партийных элит нет ни одной, чьи европейские симпатии (если такие есть) не подвергались бы сомнению со стороны экспертов. Партии, однозначно ориентированные на европейскую перспективу Украины, делят всего лишь 4-5 место по влиятельности.

Украинские левые (в первую очередь КПУ) утратили монополию на использование пророссийских настроений; основным фактором ориентации на Москву для части партийных элит стал сателитный относительно России характер их капитала и бизнеса.

— Существует значительный ресурс для популяризации изоляционистских идей. При определенных обстоятельствах (заострение политического кризиса, международные скандалы вокруг Украины) такие идеи могут быть востребованы не только отдельными группами влияния, но и властью.

Предвыборная ситуация создает естественную ситуацию вовлечения партийных элит в процесс обсуждения, определения и дальнейшей реализации стратегических национальных интересов Украины на международной арене. Но на сегодня значительное количество претендующих на лидерство партий еще не готовы синтезировать свои интересы в интегральный проект будущего. Сегодня не столько партии формируют внешнюю политику, сколько отношение к проблемам международного самоопределения Украины способствует оптимизации восприятия партийного спектра накануне выборов.

Владимир ФЕСЕНКО, политолог:

— Внешнеполитическая проблематика не является коньком и очевидным приоритетом для всех без исключения украинских партий. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, внутриполитические проблемы гораздо более остры и актуальны как для общественного мнения (рядовых избирателей), так и для партийно-политической тусовки. Во-вторых, сложная и тонкая материя внешней политики по своей сути чужда механизмам партийной пропаганды, основанной на идеологических клише и стереотипах массового сознания. В- третьих, серьезный внешнеполитический анализ требует высокой компетентности и подготовленных, квалифицированных экспертов. Такие эксперты есть у ряда партий, даже в их руководстве. Но их единицы, и они не делают погоды, особенно в отсутствии соответствующего спроса на их услуги. В-четвертых, потенциал влияния политических партий на выработку и осуществление внешнеполитического курса украинского государства крайне низок. По сути дела партийные эксперты отчуждены от выработки внешней политики. Внешняя политика узурпирована МИДом и Президентской администрацией. И в этом нет ничего противоестественного. В соответствии со ст. 106 Конституции Президент представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства. Осуществляет этот курс достаточно узкая и внепартийная по своему характеру каста профессиональных дипломатов. И в этом также есть своя логика. В партийную среду дипломат попадает либо на пенсии, либо в результате отставки, но отнюдь не по собственному горячему желанию.

Влиять на внешнюю политику политические партии могут двояким образом. Во-первых, они формируют внешнеполитические политико-идеологические ориентации общественного мнения (поле внешнеполитических альтернатив). И с этой задачей ведущие украинские партии справляются более или менее удовлетворительно. Спектр возможных внешнеполитических альтернатив для многовекторной украинской дипломатии предлагается почти на любой вкус. Во-вторых, партии, представленные в парламенте, могут влиять на внешнюю политику через законодательные механизмы (ратификация международных соглашений и т.п.). Но это механизм пассивной реакции. Конечно, есть еще инструменты неформального влияния на процессы принятия решений (особенно это касается украино-российских отношений и внешнеэкономической проблематики), но они используются не партиями, а отдельными политическими фигурами.

Можно в этой связи попытаться оценить степень влияния отдельных партий на внешнюю политику. Но эта проблема имеет исключительно схоластический характер и почти никакого практического интереса. Столь ли важно, какая партия в этом отношении более влиятельна, когда само влияние является мизерным?

Что касается внешнеполитических ориентаций украинских партий, то здесь за 10 лет истории украинской многопартийности мало что изменилось. Есть две противоположные внешнеполитические ориентации — прозападная и пророссийская и центристский баланс между ними — так называемая многовекторность. Правда, прозападная ориентация за последние годы приобрела несколько новые — проевропейские — формы. Конечно, во внешнеполитических разделах партийных программ и соответствующих заявлениях партийных лидеров можно найти некие особенности и нюансы (нечто вроде «В Европу с Россией» и т.п.), но они не играют для избирателя никакой существенной роли. Все великое множество украинских партий можно легко распределить по трем вышеназванным категориям.

Но если оценивать внешнеполитические ориентации партий не только по их программным декларациям, а по реальным действиям и практическим политическим шагам, то обнаруживаются забавные вещи. Прозападные (и проевропейские) национал-демократы выступают против ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, которую Украина подписала в соответствии с обязательствами при вступлении в Совет Европы. Якобы пророссийские «олигархические» партии в ряде случаев проявляют явную склонность к экономическому национализму. А коммунисты, торжественно обещающие от выборов к выборам добиться официального статуса русского языка, палец о палец не ударили для воплощения в жизнь этого предвыборного обещания.

Ларчик открывается достаточно просто. Выбор внешнеполитических приоритетов и стратегических партнеров обусловлен не столько рациональной мотивацией и позитивной политической логикой (основанной на четких принципах и стабильных интересах, поиске соответствующих аргументов «за»), сколько логикой «от противного». Прозападная ориентация национал демократов оказывается не столько западной, сколько антироссийской. И напротив, пророссийская ориентация левых обусловлена в первую очередь патологическим неприятием курса в сторону «капиталистического» Запада. Ну а пресловутая многовекторность по отношению к конкретным внешнеполитическим решениям и событиям на практике оборачивается ежедневной конъюнктурной калькуляцией политических и экономических выгод и потерь.

В конце концов, каждый играет свою игру. Одни делают вид, что осуществляют внешнюю политику, а другие делают вид, что влияют на нее.

Владимир МАЛИНКОВИЧ , политолог, директор украинского отдела Международного института гуманитарно-политических исследований:

— Сегодня ни одна политическая партия в Украине, которая имеет шанс попасть в парламент, не выступает за восстановление СССР или, скажем, единого унитарного российско-украинского государства. Даже среди коммунистов, все- таки, достаточно много сторонников независимости Украины, или, максимум, создания союза независимых государств.

Что касается правого фланга, то большинство правых партий, которые пытаются объединиться вокруг Ющенко в «Нашу Украину», придерживается четко выраженной прозападной ориентации, не учитывая, на мой взгляд, ту реальность, что Украина находится в колоссальной зависимости от российско-украинских связей, связей с СНГ. И эта зависимость ни чуть не меньше, чем связь с Западом. Поэтому, их высказывания в поддержку НАТО никоим образом не могут рассматриваться как нечто реальное, потому что в ближайшее время в НАТО Украина просто не сможет вступить. В ЕС, безусловно, было бы хорошо вступить, но нас туда никто не возьмет.

Радикально-правые силы (УНА-УНСО, социал-националисты) не имеют шансов попасть в парламент, и выступают «против всех и вся». Они считают, что Украина должна быть независима абсолютно от всех, но это тоже не реально, потому что Украина зависима как от Западной Европы, так и от России.

Если говорить о партиях центра, то объединение Партии Регионов, Трудовой Украины, НДП, АПУ состоит из партий, имеющих сильные позиции в бюрократическом аппарате и выступающих за более тесный союз с Россией, хотя и не исключают движения в европейском направлении. Это наиболее пророссийская часть в центре политического спектра. Другая часть центра, связанная с СДПУ(о), и, возможно, с «Яблоком», ориентируется, прежде всего, на европейские ценности. Для СДПУ(о) и «Яблока» более приоритетно прозападное направление по сравнению с другими партиями этого порядка.

Партия зеленых, конечно же, ориентируется на Запад, но вряд ли можно говорить о том, что наши «зеленые» в какой-то мере напоминают европейских «зеленых». Сегодня «зеленые» в Европе мало чем отличаются от других буржуазных партий. Движение, выступающее против глобализации, приобретает все более внушительный характер и набирает силы, что подтверждают их выступления во время сессии «восьмерки». У нас аналогичных политических сил нет, а есть небольшие группы, которые не имеют никакого серьезного влияния на политическую жизнь, что свидетельствует, на мой взгляд, об отсталости нашего общественного сознания.

Безусловно, политические партии оказывают влияние на внешнюю политику Украины, так как внешняя политика государства определяется расстановкой политических партий, как в окружении Президента, так и в парламенте.

Но, на мой взгляд, это временное явление, так как принципиально мы вынуждены будем держаться нейтрального курса, курса двойных приоритетов, курса пресловутой многовекторности, поскольку таково сегодня положение Украины в мире. В какой-то мере будут преобладать иногда западные симпатии, иногда — восточные, но, в принципе, это будет баланс. Я думаю, что в ближайшие годы этот баланс будет в пользу России, потому что российское влияние на внутреннюю украинскую политику, и, прежде всего, экономическое влияние через российских олигархов, играет сегодня куда более важную роль для развития украинской экономики, чем западные инвестиции.

Василий СТОЯКИН, политолог (Днепропетровск):

— Политические партии в Украине вообще никаких ориентаций во внешней политике не поддерживают. И связано это не столько с самими политическими партиями, сколько с внешней ориентацией Украины как страны. Если нет государственной политики в этом направлении, то очень тяжело создавать ему какую-либо альтернативу или просто ее поддерживать. Сегодня говорят о трех направлениях, но они настолько глобальны, что на них просто страшно смотреть: отношения с США, с Россией и с ЕС. В этой ситуации партии могут просто переставлять эти пункты или по-своему расшифровывать, но ничего принципиально нового предложить не могут. Я не считаю, что внешнеполитические ориентации по сравнению с 1998 годом будут играть какую-то значительную роль в этой избирательной кампании.

Украина не настолько богатая и влиятельная страна, чтобы проводить многовекторную политику. Выгодно проводить такую политику США, России, а Украина страна небольшая, региональная, и эта многовекторность только сбивает с толку наших международных партнеров. Ни для кого не является секретом, насколько нервно реагируют в Вашингтоне на контакты Киева с Москвой, и, соответственно, насколько негативно реагируют в Москве на взаимоотношения Киева с Вашингтоном. Видимо, необходимо следовать какой-то четкой ориентации.

Если к власти, например, придет Рух или Компартия, то они никуда не денутся от взаимоотношений с Россией и с Западом. Необходимо отметить, что в Молдавии, несмотря на приход к власти коммунистов, продолжают ориентироваться преимущественно на вступление в состав ЕС, и это вполне естественно, хотя Кишинев с самого начала был более последователен в этом направлении. Идеология партии по поводу международных отношений, и реальная политика партии, которую она будет проводить в парламенте в этой сфере, сильно расходятся. Те скандалы, которые происходили в парламенте по поводу вступления в Межпарламентскую Ассамблею СНГ и т.п., это не более, чем проявление рекламной деятельности партий, а не их желание действительно каким-то образом повлиять на внешнеполитические ориентации своего государства.

Политические партии не имеют влияния на внешнюю политику, проводимую правительством. Пропрезидентские, проправительственные партии следуют в рамках той внешней политики, которую проводит Президент, а оппозиция у нас, в принципе, очень мало влиятельна. Если бы в Украине хотя бы одна партия проводила какую-то целенаправленную программу сотрудничества типа народной дипломатии, то это был бы очень позитивный фактор, но, очевидно, такие проекты слабо раскручены. Хотя следует подчеркнуть, что у нас существуют межпартийные контакты с партиями других стран: Рух поддерживает тесные связи с польскими консерваторами, наши коммунисты сотрудничают с коммунистами других стран, но это контакты внутрипартийного характера, и помимо самих партийцев они мало кому интересны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать