ЗАПАХ «ЗОЛОТОЙ АКЦИИ»
Вокруг этого объединения, говорится в сообщении, «впоследствии могли бы сплотиться политические силы центристской ориентации в широкий блок по подготовке к парламентским выборам 2002 года». Плющ, как сообщает УНИАН, при этом отметил, что основу объединения могут составить 3—4 партии, представленные в парламенте фракциями и группами, которые «не исповедуют радикальных политических взглядов и не заявляли о своей оппозиционности».
Следовательно, давние интриги о создании в Верховной Раде нового объединения во главе с представителем Президента в парламенте Романом Бессмертным начинают становиться реальностью. Бессмертный в интервью «Дню» ничего не отрицал и не подтверждал, сказав, что «существует необходимость определенной реструктуризации в центре. Нужна объединяющая сила...»
Начинают возникать со всей остротой и простые, и впрочем очень интересные вопросы. Во-первых — кому может быть выгодно это объединение (особенно если абстрагироваться от обычного в таких случаях риторического «Украине») и что это реально может принести.
С одной стороны, можно допустить, что речь идет о том, что накануне выборов-2002 «большинство», которое уже полгода назад было скорее мертвым, все еще может быть поставщиком кадров для новых нелевых образований. При этом наибольший ущерб могут потерпеть фракции СДПУ(о), «Демсоюза», «Трудовой Украины» (две последние сформировались уже после выборов на основании «броуновских движений» мажоритарников). Следовательно, можно говорить о возможности раскола в том самом центре, который после парламентской «революции» 2000-го заявил о своей поддержке правительства Ющенко и обеспечил хотя бы относительную работоспособность парламента, практически полностью отсутствующую до того времени благодаря «спикериаде» и неструктурированности нелевой части депутатов. Можно предполагать, что новый политический проект рожден в недрах администрации Президента как ответ на явное усиление социал-демократов и как попытку усилить конкурс среди участников политического забега на обеспечение поддержки действующего Президента. Что опять же, является прежде всего свидетельством непрозрачности украинских политических процессов и отсутствия среди их разработчиков серьезных стратегических расчетов на много лет вперед. Ведь новое образование, возможно, привлечет кого-то из тех, кто тоже хотел бы войти в когорту «олигархов», но еще не накопил достаточного веса. Но оно, еще больше чем большинство 2000-го — явление ситуативное с более чем возможными непредвиденными последствиями и угрозой создания такой же недееспособности парламента, как это было весной 1998-го, сразу после выборов. Возникает, естественно, и вопрос — а не из этого ли объединения возникнет фигура, которая будет активно «раскручиваться» накануне президентских выборов? И чем могут закончиться для становления украинской многопартийности бесконечные эксперименты политических «мичуринцев».
БУЛЬДОГ С НОСОРОГОМ
Учение советских ботаников утверждало, что при желании можно вывести любой сорт растений, любую породу животных, скрестив помидоры с бананами или собаку с черепахой. На аргументы более образованных коллег, которые доказывали тщетность подобных экспериментов, отвечали, что вообще-то и вправду нельзя вывести «ветвистую пшеницу», но если вооружиться идеями марксизма, то все возможно. И назовут крапиву помидором, а не назовут — им же хуже. Приблизительно на такие размышления наталкивают постоянные перегруппировки внутри Верховной Рады, когда образовываются неожиданнейшие объединения и выстраиваются вроде бы невозможные союзы. Согласно политическим догматам, коммунисты не могут объединиться с либеральными демократами, например. Тогда или коммунисты ненастоящие, или эти либералы. Что ответить классикам политологии? Теоретически, действительно этого не бывает, а на практике — сколько угодно! А как назвать то, что создается путем противоестественных политических отношений — это уже вопрос технический. «Громада», «Батьківщина», «Солідарність» — подобные названия могут носить какие угодно политики, не рискуя потерять политическое целомудрие. А резервы какие — еще незадействованными являются термины «дружба», «отчизна», «край», «общность», «единение» и так далее, насколько хватит словарного запаса. И главное — удобно. В случае неудачи название можно оперативно изменить.
НЕНАСТОЯЩИЕ
Нельзя утверждать, что среди украинских политиков совсем нет классических центристов, коммунистов, либералов или радикалов. Но их взгляды, которые периодически излагаются в партийной прессе, скорее для зарубежного, чем для отечественного потребителя, не имеют никакого отношения к реальной политике, которую осуществляют представители того или иного политического течения, находясь при власти. Так, например, уже сложился среднестатистический тип украинского «губернатора», как любят сами себя называть главы областных госадминистраций. Схема работы администрации во всех областях приблизительно одинаковая. Во всех без исключения регионах она привлекает на оклады в сотню-другую долларов наиболее пробивных и энергичных. Разница только в размерах средств, которыми местная власть имеет возможность немного позабавиться, абсолютно бескорыстно, естественно. Спросите в любой области о партийности или хотя бы политических взглядах их губернатора. На вас посмотрят с таким изумлением, как будто вы спросили о политических взглядах «Мерседеса» последней модели, на котором тот ездит. Одни у них взгляды, одна цель — подольше удержаться на такой неблагодарной и хлопотной работе. Нет, партбилет в кармане губернатора может быть, но он выполняет роль семян в картофеле, которые никого не интересуют. Всем требуется то, что под землей, глубоко в почве.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЧВА
Таким образом, говорить о политической линии правительства, которое формируется в Украине, не приходится. Собирая голоса для утверждения очередного нового премьер-министра, никто и не подумает отказаться от голосов, например, социалистов, из-за того, что их программные основы не совпадают с курсом на приватизацию земли. Какие там взгляды среди ночи? Голоса давай! С голосами, как всегда, проблема. Инициаторам «посадки» того или иного главы правительства этих голосов всегда немного не хватает. То есть имеется почва, но чтобы на ней что-то выросло, нужны еще и удобрения. Такими «удобрениями» и являются несколько десятков голосов, которыми поступится та или другая фракция во время премьерских торгов. И что интересно — выгодно разместив свои акции в виде голосов за нового премьера, эти «удобрения», составляющие весьма незначительную часть ситуативного большинства, впоследствии распространяют самый сильный и резкий запах, громко требуя должностей и полномочий, постоянно высказывая неудовлетворенность и готовясь таким образом к подкормке другой, даже противоположной по структуре почвы. Знатоки могут заметить, что фракции небольших партий и в развитых демократиях играют важную роль, также пытаясь небескорыстно войти в ту или иную коалицию. Как, например, свободные демократы в Германии, с которыми партия-победитель несколько десятилетий традиционно делилась портфелем министра иностранных дел. Но ведь немецкие свободные демократы на самом деле существуют и собирают голоса на каждых выборах, не переименовываясь каждый год, и теряя свое влияние в случае неудач правительства, в состав которого они входят. У нас же таких партий как «Яблуко», «Батьківщина», УНР в избирательных бюллетнях просто не существовало, что не мешает лидерам этих образований в полную силу использовать подконтрольные голоса фракции в правительственных или антиправительственных торгах. Таким образом — отечественная политическая почва, которая состоит из идеологических или таких, что называют себя идеологическими, партий, пока не может без навоза, прошу прощения, удобрений для полноценного функционирования.
ОПЫТ — В ЖИЗНЬ!
Серьезные и мощные партии, за которыми стоят определенные идеологии и за которыми идут избиратели, создавать не просто, на это идут годы нелегкого, иногда неблагодарного труда. Такие партии не нужны нынешнему «партийному» украинскому пространству, который в случае необходимости приобретет необходимую идейную расцветку не меняясь ни по существу, ни кадрово. Политическая безответственность выгодна тем, кто не желает смотреть в перспективу и думает только о сегодняшних своих интересах. Начав разговоры о коалиционном правительстве, логично было бы продолжить их конкретными законодательными действиями, утвердив пропорциональный избирательный закон, который бы уже весной прошлого года вымыл с политической арены немалую кучу мусора. Не вышло. Чтобы преодолеть вето Президента, не хватило как раз тех нескольких десятков решающих голосов, за владение которыми идет сейчас борьба в парламенте. Заявив сгоряча, что не будут принимать участия в формировании нового правительства, бывшие «специалисты по удобрениям» из «Батьківщини», УНР, «Реформ» и Руха освободили место для себе подобных, сыскавшихся довольно быстро.
Новая фракция в парламенте, как говорят, растет просто мичуринскими темпами, под неусыпным глазом «селекционеров». Во фракцию, которая еще не имеет названия, планируется привлечь 30—40 нардепов из пропрезидентских фракций и внефракционного «болота». По поводу названия фракции проблем быть не должно, можно воспользоваться списком, предложенным выше, можно что-то похожее придумать. А идеология, программные политические основы? Какая идеология, какие основы! Сказано же, речь идет об акции в виде влияния на исполнительную власть, естественно с великой целью поддержки этой власти. А станет ли эта акция «золотой», будет ли распространять неприятный запах — какая разница! Запах перетерпим, не такое терпели.
Выпуск газеты №:
№91, (2001)Section
Nota bene