Комиссия по выяснению правды как ошибка президента Коштуницы
С одной стороны, орган, назначенный президентом Войиславом Коштуницей для расследования преступлений недавнего прошлого Югославии, похож на удачную модель Южной Африки: он называется «Комиссия по выяснению правды и примирению». Но на этом сходство заканчивается.
В Южной Африке комиссия по выяснению правды и примирению была создана законодательством после тщательного рассмотрения в парламенте и широких обсуждений по всей стране. Четырнадцать месяцев прошло с того времени, когда министр юстиции Дуллах Омар объявил о намерении правительства создать комиссию, до ее утверждения президентом Нельсоном Манделой. Полномочия и регламент работы комиссии были тщательно продуманы. Было установлено расписание для отчетов комиссии. Были приняты меры для обеспечения того, чтобы комиссия получила показания не только жертв, но и преступников.
Хотя южно-африканский кабинет решил, что слушания, на которых преступники будут давать показания о своих преступлениях, должны быть закрытыми, парламент внес поправку с требованием о том, чтобы они проходили публично. Комиссия располагала денежными средствами для своей работы. После подписания закона президент Мандела назначил комитет по содействию для определения тех, кто будет работать в комиссии. Было представлено 229 фамилий. Комитет провел публичные слушания и передал 25 фамилий на рассмотрение президента Манделы. Он выбрал 17 человек, назначив председателем комиссии архиепископа Десмонда Туту, человека, признанного всеми моралью и совестью Южной Африки.
Контраст по сравнению с Югославией очевиден. Югославская комиссия была назначена президентом Коштуницей с довольно неясными полномочиями, без регламента работы, бюджета, расписания и председателя. И без участия парламента. Югославский президент действовал в одиночку. О назначении комиссии мало упоминалось в югославской прессе. Бесцеремонный способ создания комиссии Коштуницей стал сигналом для народа.
Недавняя отставка двух наиболее уважаемых членов комиссии раскрыла существенные недостатки этого органа. Возник вопрос о том, может ли комиссия, не наделенная полномочиями, чтобы обеспечить получение показаний жертв, продвинуться вперед к реальному пониманию совершенных преступлений и причин войн в соседних Хорватии, Боснии и Герцеговине, а также в Косово. Эти отставки также показали, что у авторитетных сербов есть сомнения по поводу непродуманного подхода Коштуницы.
Настоящая комиссия по выяснению правды могла бы сыграть важную роль для Югославии. Международный суд, рассматривающий уголовные дела бывшей Югославии в Гааге, публично обвинил Слободана Милошевича и нескольких других бывших руководителей Сербии, Республики Сербской в Боснии и бывших полевых командиров в масштабных преступлениях. Нравится ему это или нет, но президенту Коштунице, вероятно, не удастся уклониться от выполнения своих обязательств по передаче международному трибуналу обвиняемых. Его не должно ввести в заблуждение обещание, данное Югославии президентом Бушем после ареста Милошевича по обвинению в коррупции.
В действительности, международная и внутренняя поддержка Гаагского трибунала растет, и Милошевичу, генералу Ратко Младичу и другим обвиняемым, которых сейчас укрывает Югославское правительство, придется предстать перед обвинением в совершении ужасных преступлений под их руководством в войнах, которые они начали в течение прошедших десяти лет. И все же более глубокое расследование, проводимое хорошо продуманной комиссией по выяснению правды, могло бы многое сделать для дополнения уголовных судебных дел, помогая сербам осознать их собственную политическую ответственность за совершенные преступления.
Непонятно, как должна действовать Югославская комиссия по выяснению правды. Самым трудным ее заданием будет получить показания жертв. С какой стати хорваты, боснийские мусульмане да и косовары-албанцы поедут в Белград, чтобы рассказать о преступлениях, совершенных против них военными и военизированными силами, контролируемыми Белградом? Что убедит их дать показания? Могла бы комиссия получить их показания за пределами Югославии? В случае, если комиссия не сможет получить показания жертв, какие другие средства будут использованы для документирования преступлений, которые комиссия должна рассмотреть? Комиссии по выяснению правды в некоторых странах Латинской Америки сыграли значительную роль даже, когда они не могли получить показания виновных, но еще не было комиссии, сыгравшей важную роль, которая не смогла бы получить показания жертв.
В середине мая в Белграде состоится публичная конференция, посвященная комиссиям по выяснению правды, под патронажем Радио Б-92, белградской радиостанции, которая отличилась своей прямотой во время правления Милошевича, и продолжает свою независимую трансляцию. Некоторые из тех, кто сыграл ключевые роли в южно-африканской комиссии и комиссиях по выяснению правды во всем мире, будут присутствовать на этой конференции. Президент Коштуница также внесен в списки кандидатов для участия в конференции. Ему можно было бы посоветовать отстранить от дел комиссию, назначение которой было ошибочным, послушать участников конференции, проходящей под патронажем Б-92, и только после этого взяться за создание комиссии с самого начала.
Выпуск газеты №:
№83, (2001)Section
День Планеты