ВИРТУАЛЬНЫЙ СПИКЕР
Леонид Грач утверждает, что он уже не ученик Николая Багрова…Леонид Грач сказал, что этот разговор на сессии рано или поздно должен был состояться. Он состоялся в среду, 18 апреля, когда очередная сессия Верховной Рады Крыма очередной раз (уже четвертый месяц подряд!) уверенно шла под откос из-за того, что Леонид Грач никак не мог справиться с управлением залом — то не мог найти верный тон разговора, то неоправданно обострял ситуацию, то откровенно шел наперекор мнению зала.
Все шло к тому, что и четвертая подряд сессия могла не состояться. Во-первых, дважды депутаты разгадали хитрость спикера и не утвердили с ходу подготовленную повестку из 55 вопросов. Во-вторых, они опять взяли ситуацию в свои руки и, как спикер не пытался овладеть ситуацией, из 55 вопросов внесли в повестку дня только 7 наиболее актуальных, в том числе о приведении в соответствие с законами Украины постановлений, которые опротестованы Конституционным судом страны — 27 апреля истекает двухмесячный срок, отпущенный на процедуру приведения постановлений в норму.
В момент наибольшего накала страстей в зале слово взял, возможно, самый авторитетный депутат крымского парламента Николай Багров, ныне ректор Таврического национального университета, первый председатель крымского Верховного Совета после воссоздания автономии.
Николай Багров, выйдя на трибуну, сказал, что депутаты еще имеют шанс принять разумное решение, что он видит выход в компромиссе двух групп депутатского корпуса, которые обязаны сделать шаги навстречу друг другу. По его словам, в создавшейся ситуации виноваты все депутаты, «однако в ней в первую очередь виноваты вы, Леонид Иванович, поскольку как председатель вы должны были этого не допустить». Николай Багров подчеркнул, что «если вы, Леонид Иванович, еще продолжаете считать себя моим учеником, то я бы пошел навстречу депутатам, и ваш имидж от этого только бы выиграл». По мнению Багрова, ошибка Леонида Грача состоит в том, что он «формальную сторону работы берет за главное и не обращает внимания на содержательную сторону». Он предложил свой вариант — принять обсуждаемое решение за основу, а для разрешения наиболее спорных вопросов создать согласительную комиссию, которая бы учла все точки зрения и нашла взаимоприемлемое решение. Эти слова Николая Багрова, хоть аналогичные предложения от депутатов уже и звучали, потонули в аплодисментах, все считали, что к столь авторитетному мнению спикер, наконец-то, прислушается, и выход из надоевшего всем тупика будет найден.
Но не тут-то было...
В кулуарах сессии сведущие депутаты рассказывали, что, будучи избранным главой крымского парламента 14 мая 1998 года во многом именно благодаря совету и позиции Николая Багрова, несмотря на то, что Леонид Грач несколько лет тому назад именно его «исключил» из Компартии Крыма, после избрания Грач говорил, что «я теперь вечный ученик Николая Васильевича». Однако теперь, взяв слово на сессии, он сказал, обращаясь к Николаю Багрову: «Я был вашим учеником до августа 1991 года, а после этого вы стали учителем других, поэтому впредь учителем моим себя прошу не считать…».
Нельзя привести в газете всех эпитетов, которые депутаты кричали из зала в адрес Леонида Грача, не давая ему договорить до конца. Многие из них просто встали и вышли из зала, не в силах выслушать его речь. Вместо разрядки ситуации напряжение между депутатами только возросло: все увидели, что Леонид Грач и фракция коммунистов не склонны прислушиваться к словам здравого смысла и не стремятся найти выход из парламентского тупика. «Ученики бывают разные, в том числе и такие, как вы только что видели…», — бессильно развел руками профессор Багров, а Леонид Грач вынужден был со временем закрыть сессию, хотя 3 из 4 незаконных постановлений, опротестованных Конституционным судом, так и не были приведены в соответствие с законом, несмотря на скорое истечение отведенного срока.
Итак, ситуация в Крыму и с этой сессией не разрядилась. Леонид Грач продолжает быть неким «виртуальным спикером», поскольку уже четыре месяца не в силах управлять Верховным Советом. На этот раз, например, «за бортом» оказалось уже 48 вопросов. Импульсивные шаги спикера, все большим числом депутатов воспринимаемые как неквалифицированные, вызывают все большее неприятие коллег и нежелание следовать в фарватере политики коммунистической фракции. Наибольший спор на сессии 18 апреля разгорелся вокруг изменений в регламенте, который многие депутаты стремились если не отменить вовсе, то изменить радикально, но Леонид Грач стремился не уступить ни буквы преимуществ в своих полномочиях, чем обострил ситуацию еще больше. Многие депутаты, в том числе Николай Багров, считают, что незаконные постановления — предмет стыда для депутатов, если уж они и были приняты, их следовало исправить самим, но Леонид Грач утверждает, что отмена их Конституционным судом — предмет гордости для автономии, продолжает и сейчас утверждать, что «в них все правильно», что имеет место предвзятое отношение центра к Крыму, ущемление его полномочий, как будто бы данных свыше. Никто сегодня не знает, как вывести ситуацию из тупика: попытка Николая Багрова, — кстати, взявшего слово на сессии, кажется, единственный раз за два года! — образумить депутатов, так и не достигла успеха, хотя была, возможно, уже последним средством…
Выпуск газеты №:
№72, (2001)Section
Nota bene