Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Что было когда-то — то случится снова...»

16 марта, 00:00

Древний Рим еще в V столетии до нашей эры стал республикой, где правили избранные на определенный срок консулы, Сенат (Совет старейшин) и представители плебса — народные трибуны. В первом столетии до н. э. республиканская система пошатнулась. Страной начали управлять не законы, а честолюбивые полководцы, развратные тираны, неограниченные диктаторы, скудоумные деспоты или денежные олигархи. Историк Тацит пишет: «Наступили времена, наполненные несчастьями, кровавыми стычками, общим несогласием; времена дикие и нестабильные даже в периоды мира». Причин этого много, по их поводу до сих пор спорят историки.

Причин было много. Одной из разрушающих республику сил стала демагогия — игра на низших чувствах плебса и подмена одних политических понятий совсем другими. Вот могущественный полководец Луций Корнелий Сулла с помощью своего войска захватил власть в Риме. Сначала он расправился с политическими противниками с помощью так называемых проскрипций — списков лиц, объявленных вне закона. Каждый римлянин имел право и обязанность выдавать или убивать этих людей. За награду. После этого Сулла написал письмо Сенату, в котором речь шла о «необходимости наделить одну персону чрезвычайными полномочиями для того, чтобы установить порядок в государстве». Сенат покорно предоставил диктатору все возможные и неограниченные полномочия, начиная с права принимать «любые необходимые законы». Прерогативы всех других ветвей власти были фактически упразднены без какого-либо сопротивления.

(Далее, впрочем, произошло экстраординарное в истории событие — реализовав все свои честолюбивые замыслы, после пяти лет правления всесильный диктатор отказался от власти. Некоторые историки утверждают, что «старый республиканец» сделал это по причине «презрения к гражданам Рима», которые слишком легко ему подчинялись).

Вскоре на римском подиуме появились новые фигуры, новые претенденты на неограниченную власть — полководцы Помпей, Цезарь и Красс (последний «прославился» исключительно как чрезвычайно богатый человек). В 59 году до н. э. эта троица образовала так называемый Первый триумвират — на короткое время их интересы сошлись. Каждый триумвир тайно надеялся, что сможет поссорить между собой двух других и таким образом ослабить соперников. Приверженцы республики не сумели противостоять триумвирату — «Трехглавому чудовищу», как писали тогдашние сатирики. По словам древнеримского историка Диона Кассия, «среди людей, занимавшихся тогда политикой, ни один не отмечался неподкупностью или преданностью интересам республики... Их усилия были искусственными, а их источником не была естественная добропорядочность».

Опираясь на три армии, полководцы провели через Сенат выгодные им законы и обеспечили себе бессрочное правление богатыми провинциями, а также престижные государственные должности. Сопротивления почти не было — в моменты важных голосований на Форуме появлялись солдаты со спрятанным под одеждой оружием; доходило и до вооруженных стычек. Спустя некоторое время триумвират распался. Красс погиб на войне; отношения между Цезарем и Помпеем обострились — каждому было тесно вдвоем на самой верхушке власти. Вражда привела к кровавой гражданской войне, которую выиграл Цезарь. Побежденный Помпей был предательски убит.

Так Цезарь стал единственным правителем Рима. Сенат дал ему титулы «вечного» диктатора, «отца отчизны», верховного жреца и т.п. Республиканские учреждения сохранились, но с того времени носили исключительно декоративно-церемониальный характер. Тацит сообщает: «Цезарь, действуя якобы в интересах народа и постепенно набирая силу, начал подменять собой Сенат, магистратов и даже законы, не встречая никакого сопротивления. Так как знать, осыпанная Цезарем почестями — пропорционально ее низкопоклонству — думала только о собственной безопасности. Доверие к республиканским органам власти было подорвано, а законы, которые постоянно нарушались насилием и подкупом, перестали быть надежной защитой для людей». Цезарь действовал «кнутом и пряником», но не скрывал своего презрения к подчиненным республиканцам. До нас дошли его слова, сказанные в узком кругу друзей: «Республика — это ничто, пустое имя без тела и образа... Поэтому каждое мое слово должно уважаться как закон». В 44 году Цезаря убили республиканцы во главе с Брутом, что, однако, Римскую республику не воскресило — с ней было покончено почти на 2000 лет.

Дион Кассий считает, что «действия триумвиров не могли укрыться от глаз божества, которое именно тогда показало людям, чего надо ожидать от будущего. Вдруг на Рим и на всю страну навалился ураган, который вырывал с корнями деревья, разрушал каменные дома, топил корабли, стоявшие на якоре на Тибре, сносил мосты через реки. Погибло много людей. Это был прообраз будущих тяжелых времен, хотя люди не понимали предостережения богов. Как всегда».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать