Перейти к основному содержанию

Днепропетровские встречи: поворот на Восток — вызов Западу или банкротство внутренней политики?

22 февраля, 00:00

На мой взгляд, символическое значение украинско-российского саммита в Днепропетровске трудно переоценить. Особенно знаменательным является то, что он состоялся на фоне внутренних беспорядков в Украине, медиа- истерии в России, связанной с НТВ, и эскалации мирового противостояния.

В чем содержание нового сближения между Украиной и Россией? Есть ли основания утверждать, что это начало политической интеграции между двумя странами подобно «белорусскому варианту»? Возможно, это очередной маневр украинского руководства с целью снова заинтересовать собой Запад в условиях постепенного свертывания финансовой поддержки? А может, саммит имеет целью отвлечь внимание от кризиса в истеблишменте?

Что «касается белорусского варианта». Политическая элита Украины уже довольно основательно закрепилась в своем нынешнем статусе — элиты суверенного государства. Как известно, даже в полувиртуальном СНГ украинские чиновники прежде всего обсуждают экономические вопросы.

Тем, кто считает будто экономическая ассоциация непременно приводит к политической, советую внимательнее присмотреться к европейским процессам. Ведь в Европе политическая интеграция постоянно вытесняется на второй план, зато государства- члены пытаются сбросить с себя некоторые социально обременительные функции на плечи надгосударственных институтов. Это — процесс переосмысления роли национальных государств во взаимозависимом постиндустриальном мире. Но у нас и у России такой процесс вряд ли будет иметь место даже в отдаленном будущем — потому что само национальное государство (в современном смысле) в обеих странах находится еще в эмбриональном состоянии.

Возвращаясь к Беларуси, надо отметить — вполне оправданной и понятной представляется резкая критика тиранического режима Лукашенко со стороны как украинских правых, так и мировой общественности. Но разве идея таможенного союза настолько сумасшедшая со стороны патриота- прагматика? Особенно при «художествах» таможенников? Нужно заметить, что на украинско-российской границе ситуация начинает улучшаться, — но несмелыми шагами.

Опасная игра обремененного стереотипами руководства ельцинской России с режимом Лукашенко привела к господству белорусских промышленных товаров на российском рынке от Орла до Владивостока. Одиозный «батько» оказался лучшим защитником настоящего национального интереса, в отличие от наших не менее одиозных «еврофилов». Путинская Россия пытается сейчас политически дистанцироваться от Беларуси, как-то вежливо развеять призраки «союзного государства». Чем не наш шанс? Не секрет, что производители постсоветских стран ведут борьбу за огромный рынок России так же, как центральноевропейские страны за западные инвестиции, а сама Россия — за главное место среди мировых ресурсных экспортеров...

Что касается «флирта» украинского руководства с Западом. На мой взгляд, в современных условиях некоторое изменение приоритетов нашей внешней политики вполне оправдано. Своим более дешевым и более качественным подсолнечником мы, видите, подрываем стабильность западных рынков. Своим самолетостроением и атомной физикой мы мозолим глаза Евросообществу. С демократией у нас, конечно, проблемы. Но не менее проблемной в этом аспекте Турции МВФ за одну ночь дает зеленый свет в виде четырех миллиардов долларов (!).

Центральным тезисом нашей внешней политики уже давно должен стать украинский национальный интерес, а не мифическая «прозападность» или даже еще более бессодержательная «провосточность». Если «восточные» рынки и законодательство предлагают лучшие условия для успеха нашего предпринимателя, промышленника, крестьянина — а значит для повышения нашего уровня жизни и роста степени защиты общественных прав — значит там и лежит наш национальный интерес. А не там, где от нас хотят прикрыться ПРО, откуда нас мечтают безнаказанно учить «гуманитарными интервенциями» и «обезвреживать» наш экспорт евросоглашениями.

Что касается «отвлекающего» маневра украинского руководства с учетом внутриполитической ситуации в стране. Частично это возможно и так. Но, заметьте, официальные заявления российского лидера отнесли киевские события к компетенции суверенного украинского государства. К тому же, отношения украинского Президента с российским совсем не напоминают ельцинские времена. Символика почти покинула формат наших отношений с Россией. При Путине у нас с Россией наконец начинает складываться действительно прагматический, эффективный, цивилизованный и достаточно равноправный диалог.

На мой взгляд, днепропетровские встречи — это особый и фундаментальный успех украинской дипломатии. Единое энергетическое пространство — разве это не вздох облегчения рулевым нашего многострадального энергосектора? Риторика зависимости здесь ни к чему. Ведь речь идет об общем национальном интересе, это — риторика взаимозависимости. Координация военно-промышленной политики — разве это не нейтрализация наиболее угрожающего конкурента на мировых рынках оружия, раздел сфер влияния и прибыли между странами, входящими в десятку мировых оружейников? В цивилизованных, партнерских, взаимовыгодных отношениях Киева и Москвы — украинский национальный интерес.

Бесспорно, такие же отношения Киеву хотелось бы иметь с Вашингтоном, Брюсселем и Берлином. Но если Москва действительно приготовилась к диалогу — отчаявшись в возможностях серьезной переориентации своего ресурсного экспорта через «невоспринимаемую миром» Беларусь или страны Балтии, которые еще не выросли из «коротких этнических штанишек» — Вашингтон и до сих пор пытается навязать нам отношения наподобие знаменитых семидесяти миллионов в устарелых сельхозтехнологиях вместо четырехмиллиардного контракта с Ираном...

Наступило время сдать этнические и исторические стереотипы в многовековой архив украинской летописи. Мир асимметричной взаимозависимости — жестокий и нестабильный мир, который не прощает ошибок. Этот мир намного более сложный и противоречивый, чем простой и понятный баланс сил Востока и Запада. Нет уже ни баланса, ни Запада или Востока. Остались только постиндустриальный центр и полуиндустриальная периферия. И ради того, чтобы прорваться к этому центру, Украине не следует пренебрегать теми возможностями, которые предлагает экономическое взаимодействие с Россией...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать