Из пушки — по воробьям
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010216/431-9-1_0.jpg)
Георгий ПОЧЕПЦОВ, профессор, Институт международных отношений Киевского национальнеого университета:
— Эти аналогии нельзя признать удачными, поскольку они бьют сильнее, чем требуется. С другой стороны, это вполне стандартный пропагандистский ход. Можно вспомнить, что во времена Персидского залива Буш называл Хусейна «арабоговорящим Гитлером». Война в Боснии и Герцоговине для Югославии строилась на активации такой характеристики, что сербы — это современные фашисты. В пылу борьбы противнику всегда приписываются самые страшные виды символизации. Следует одновременно признать, что и оппозиция особо не стесняется в выборе своих визуализаций и лозунгов.
Валерия ВРУБЛЕВСКАЯ, писатель:
— Я считаю это аморальным. Государство всегда должно служить закону и народу, ведь даже царь говорил, что он ответственен за судьбу народа, ввереного ему Богом. А у нас уже само слово «народ» стыдно произносить, а служить личности — не стыдно, хотя это очень опасно для государства, так как личность может ошибаться, не выдерживать каких-то нравственных критериев, в общем, ей могут быть присущи все отрицательные качества простого человека. Критерием всего должно быть дело. Нужно служить цели. А цель у нас такая: чтобы была держава, чтобы ею правили порядочные люди, чтобы народ жил благополучно. Преследует ли эти цели оппозиция? Преследует ли эти цели Президент?
Но политическая оппозиция и фашизм настолько несопоставимые вещи, что, по-моему, это просто стыдно делать. Оппозиция существует, условно говоря, для того, чтобы «карась не дремал». А фашизм — это фашизм. И тут не надо приводить общеизвестные факты. Но когда масштабы нацизма и масштабы какого-то политического скандала в Украине пытаются соотнести, то это напоминает пальбу по воробьям из пушки.
Евгений СВЕРСТЮК, писатель, главный редактор газеты «Наша віра», президент Украинского пен-клуба:
— Это абсолютно безосновательные аналогии, лишенные и логичных, и исторических оснований, но самое главнее, что они не сориентированы на зрителя, который уважает здравый смысл и которого уважают. Нынешние протесты не имеют агрессивного характера. Какие бы силы ни выступали — их объединяет позиция моральной самозащиты. Это здоровая самозащита. Другое дело, что против этой моральной самозащиты нужно выдвигать другие морально состоятельные аргументы — и только такие аргументы можно считать аргументами.
А сравнение с нацистами рассчитано на закаменевшие стереотипы людей, которые не разбираются, а просто реагируют на слова; которые не видят разницы между понятиями, историческими явлениями. Это просто рассчитано на то, что зрители будут негативно реагировать именно на слово «нацизм».
Я думаю, это наиболее слабая сторона власти, которая не может найти умные и честные аргументы, рассчитанные на здравый смысл народа. Собственно, важнейшим является то, что в данном случае телевидение демонстрирует, что нас не уважают и с нами не считаются. Подобные выступления, подобная попытка дискредитации тех людей, с которыми нужно вести диалог, и свидетельствует, что нас считают пустым местом. Власть должна быть морально авторитетной. Иная власть не может быть настоящей властью в демократическом обществе.
Дитмар ШТЮДЕМАНН, Посол Федеративной Республики Германия:
— Со сравнениями нужно вести себя осторожно. Они хромают и таят в себе опасность, которая может питать деструктивные мотивации. Сравнение с национал-социализмом потому такое опасное, что оно умаляет вред этой идеологии, которая унижает человека и поощряет применение силы. Сегодня и сейчас важно, что есть законные основы для решения причин современных украинских внутренних перипетий. Государственные учреждения и все политические силы призваны искать средства для урегулирования кризиса мирным путем. Национал-социализм имел в виду уничтожение Веймарской Республики и ее демократических основ. Это не должно повториться. Украина за десять лет своей независимости создала достаточно правовых основ, приобрела политический опыт, чтобы не поставить на карту достигнутое.
Выпуск газеты №:
№31, (2001)Section
Медиа