Зимнее меню «Кроку»

Но традиционные кроковские вечера дают не только эмоциональных заряд, но и пищу для ума. На этот раз в меню значилось: презентация нового номера журнала «Kino-Koлo», полностью посвященного анимации вообще и развитию новых технологий в частности, что сегодня, по сути, неразделимо. Затем была показана программа фильмов-призеров «Кроку-2000», воспринятая публикой с величайшим интересом. И не мудрено. Во-первых, анимационное кино кроме как на самом фестивале или по крайней мере его «Эхе» увидеть сегодня негде. Не только широкой публике, но и кинематографистам. Во-вторых, последний «Крок» был полностью посвящен молодежи — в конкурсе соревновались студенческие ленты, дипломные работы и фильмы-дебюты. Соответственно и в Доме кинематографистов собрались в основном молодые аниматоры, дабы полюбопытствовать — какое кино делают их коллеги в странах куда более благоприятных для развития анимации, чем наша. Как точно заметил известный российский режиссер Александр Татарский (на страницах того же «Kino-Koла»), анимация — искусство толстых, то есть искусство дорогое, трудоемкое и требующее много времени. «В Сомали не делают мультфильмы. И чем больше наши с вами страны будут похожими на Сомали, тем меньше шансов делать анимацию», — таков его неутешительный, но, увы, не лишенный оснований вывод. Но помимо наших, так сказать, сугубо местных проблем есть проблемы глобальные для всей мировой анимации: неуклонное вытеснение коммерческим кино авторского, которому зачастую остается место лишь на фестивальном экране. В том числе, кроковском.
Ну, а самое вкусное, как водится, генеральный директор фестиваля Ирина Капличная оставила на десерт. Вечер «Эхо «Кроку» завершился премьерами, которые в очередной раз доказали не самую мудреную истину: технологии технологиями, но, если нет таланта, фантазии, вкуса и души, то «кина» не будет. И наоборот: можно снимать клип на инструментальный номер Яна Табачника и получится фильм, как у Давида Черкасского и его постоянного соавтора художника- постановщика Радны Сахалтуева. Или абсолютно прелестный, остроумный сериал «Сон в новогоднюю ночь», созданный режиссером-постановщиком Александром Гуньковским и художником-постановщиком Наталией Чернышевой, который, как надеются создатели, мы сможем увидеть в ближайшее время на телеканале «Интер». Совершенно в ином качестве предстал все тот же Александр Гуньковский в еще одном премьерном проекте — короткометражном фильме «Зернышко», созданном на студии «Укранимафильм». Он сделан в классической, рисованной анимационной технологии. По жанру — философская притча, хотя частью публики картина была воспринята как образчик черного юмора (мне кажется, в этом столь модном сегодня направлении у режиссера большие перспективы).
Но настоящим сюрпризом вечера стал показ нового фильма давнишнего друга «Крока», известного французского режиссера Мишеля Дюдока де Вито «Отец и дочь», который, как подчеркнула Ирина Капличная, без всякой селекции уже приглашен на будущий фестиваль. Столь тонкой, безупречной по вкусу и качеству, грустной, трогательной и очень красивой работы давно не приходилось видеть. После финальных титров кто-то в зале раздумчиво произнес: «Это — гран- при...» Но, думаю, будущий «Крок» преподнесет нам еще немало приятных сюрпризов.
Выпуск газеты №:
№8, (2001)Section
День Украины