Налоговая обещает партнерство по Интернету
Налогоплательщики опасаются на всякий случай и предлагают чиновникам сначала выполнить законы самим![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010110/44-5-1_0.jpg)
Если верить господину Азарову — главе Государственной налоговой администрации Украины, в новом году страну ожидают великие перемены. Дебаты вокруг формирования Налогового кодекса захлестнули промышленников и предпринимателей, чиновников и специалистов фондового рынка. Первые лица налоговых структур обещают, что в новом веке дела пойдут на поправку и диалог с налогоплательщиками приобретет теплые и дружеские тона. Последние, как показало исследование вопроса, проведенное «Днем» в Запорожской области, приветствуют такой подход. Однако защитный инстинкт, выработавшийся в течение 9 лет независимости, пока не позволяет большинству налогоплательщиков смотреть в будущее наивными глазами. Настороженность остается. Промышленники и предприниматели, особенно те, кому довелось испытать на собственном кармане несовершенство законодательного поля в связке с далекими от совершенства действиями налоговиков, выступают за ужесточение ответственности сотрудников подразделений ГНАУ за неправомерные действия.
Несколько конкретных примеров. В июне 2000 года Налоговая администрация региона проверяла акционерное общество «Запорожабразив». В результате предприятию был выставлен штраф в размере 13 млн. грн. Пока шли судебные споры, пеня увеличила сумму еще на 5 млн. По словам председателя правления комбината Анатолия Березы, инвестиции, полученные «Запорожабразивом» от держателя контрольного пакета акций отнесли в разряд валового дохода. Предпринимались неоднократные попытки арестовать счета. Деятельность предприятия оказалась под угрозой. 14 ноября областной арбитражный суд признал действия Налоговой администрации неправомерными.
«Если рассматривать проблемы существующего налогового законодательства, — сказал А.Береза, — я бы хотел обратить внимание не столько на его совершенство, сколько на иной аспект темы. На мой взгляд, в нашей Налоговой администрации не накоплен положительный опыт, традиции корректного исполнения существующего законодательства. Ведь все равно, что исполнять некорректно — положения единого сборника законов или же то, что мы имеем сегодня. Разницы нет. Если брать историю с нашим предприятием, решение Налоговой администрации о взыскании с предприятия 18 млн. грн. было принято вне всяких законов. Возвратную инвестицию обложить налогом на прибыль — это что-то сверх оригинальное. Я не злобствую, просто, на мой взгляд, не совсем это здорово, когда Государственная налоговая администрация в определенные моменты выступает самостоятельным игроком» — подчеркнул председатель правления ОАО «Запорожабразив».
Татьяна Ефименко — глава Запорожской государственной налоговой администрации, в свою очередь, не согласна с мнением Анатолия Березы. По ее словам, проверка комбината проводилась в период его приватизации, и действующие на то время законодательные акты позволяли применить к предприятию штрафные санкции. «Мы слепо, как и положено, следовали закону, — объяснила она: — Однако арбитражный суд посчитал, что мы не правы. Ибо иные нормативные документы запрещают облагать инвестиции налогом. Таких коллизий у нас достаточно много. На мой взгляд, Налоговый кодекс положит разночтению конец. У нас должны быть единые, не противоречащие друг другу законы. Стабильность очень важна. Мы должны одинаково понимать правила игры, чтобы я могла совершенно четко утверждать те или иные позиции, а предприятия безоговорочно им следовать».
Еще пример. В октябре Президент Украины наложил вето на утвержденный Верховной Радой законопроект «О стимулировании отечественного автомобильного рынка». Ввоз подержанных иномарок продолжает по сей день оставаться прибыльным теневым бизнесом. Как свидетельствуют статистические данные, каждый второй ввозимый в Украину автомобиль минует систему налогообложения. Отечественные производители, уставшие доказывать на всех уровнях власти необходимость ужесточения, а точнее — внедрения действующих во всем мире правил импорта иностранной продукции, «проедают» уставные фонды. «Мы надеемся, — делится с «Днем» председатель совета директоров ЗАО «АвтоЗАЗ — ДЭУ» Олег Папашев, что в новом году обновленный законопроект Президент все же подпишет. В отличие от многих стран, где бюджет имеет существенное пополнение за счет импорта автомобилей, Украина имеет значительно меньше налоговых поступлений от ввоза машин, чем от собственного производства автомобильной техники. Мы надеемся, что Налоговый кодекс устранит эту несправедливость».
Ежедневно, с несовершенством налогового законодательства сталкиваются операторы рынка ценных бумаг. Взять хотя бы такой парадокс, как налог на доход от облигаций внутреннего государственного займа! Получается, что государство «наказывает» людей, которые дают ему деньги для решения бюджетных проблем. По мнению председателя Запорожского территориального управления государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Вячеслава Власова, парадоксы в системе налогообложения, зачастую противоречащие здравому смыслу, отталкивают потенциальных инвесторов украинской экономики, особенно иностранных. Вместо того чтобы стимулировать приток капитала, его движение через сегмент рынка корпоративных прав, государство лоббирует интересы роста банковских депозитных вкладов, заманивая тех, у кого есть деньги, высокими процентным ставками. На самом же деле, когда приходит пора расчетов, государство предлагает инвестору систему векселей, иных механизмов, которые нередко приобретают криминальный оттенок по своему использованию. «Сегодня существуют совершенно невероятные моменты — говорит Вячеслав Власов. Еще в 95 году, к примеру, по решению Кабинета Министров, основные фонды были увеличены в 50 раз. Сегодня для того, чтобы перенести эту разницу на уставный фонд, предприятию нужно платить налог. Смешно? На мой взгляд, одно из немаловажных направлений, которое в обязательном порядке должно быть отражено в Налоговом кодексе Украины — льготные условия для финансовых инвесторов. Необходимо решить проблемы формирования уставных фондов предприятий, не облагать налогами эмиссионный доход, обеспечить безналоговую репатриацию прибыли инвестора, как это существует в той же Польше», — подчеркнул Власов.
Следующий аспект темы касается взаимоотношений налоговиков с представителями малого и среднего бизнеса. Первый этап введения электронно-кассовых аппаратов, в результате непрекращающихся скандалов и забастовок, увенчался провалом. На смену пришел фиксированный налог. «Среди честных предпринимателей, — говорит Татьяна Ефименко — глава Государственной налоговой администрации Запорожской области, — множество и тех, которых я бы назвала паршивыми овцами. Формально они выплачивают фиксированный налог. На самом же деле, их обороты такие, при которых налог должен быть нормальным! Каким образом нам поступать в тех случаях, когда человек имеет гораздо большие объемы прибыли, чем те, которые предусмотрены законом для фиксированного налога? Правительство конечно же поторопилось и впало в крайность. Внедрение электронно- кассовых аппаратов проблема сложная, как технически, так и морально. Тем не менее острота вопроса не снята с повестки дня. Мы будем искать альтернативные пути выхода из ситуации».
Проблема взаимоотношений представителей малого и среднего бизнеса с налоговыми органами усугубляется непостоянством форм платежных поручений. По этому поводу в редакцию «Дня» обращается множество людей. Схема банальна: предприниматель готовится к отчету. Часами и сутками выстаивая очередь во всевозможные инстанции, в конце концов, он подает налоговому инспектору целую кипу бланков форм отчетности. Последний, зачастую, заявляет, что такая-то форма уже поменялась мол, что вы принесли? Предлагает купить новую форму, а в целях просвещения — посещать семинары, «вход» на которые стоит более ста гривен. Плюс ко всему двухнедельное обучение с выдачей свидетельства тянет еще на 1590 гривен. Денег жалко. Однако прискорбней другое. Проблему свидетельство решает ненадолго. Формы отчетности изменяются постоянно: по 2 — 3 раза в год.
Первое лицо Налоговой администрации Запорожской области — Татьяна Ефименко согласна с тем, что бумажный бюрократизм разросся до невероятных масштабов. По ее словам, сегодня решается вопрос компьютеризации системы расчетов с бюджетом. В области испытывается единая компьютерная система, в которой задействован 141 плательщик крупных налогов. Обмен информацией и платежи осуществляются без участия налогового инспектора, через Интернет. «Когда мы наладим прием документации на примере промышленных предприятий, тогда к компьютерной сети будут подключены городские и районные инспекции региона».
И последний нюанс. У многих налогоплательщиков сформировалось неадекватное отношение к сборщикам налогов. Имидж государственного служащего, который должен приносить бюджету миллионы, подорван прежде всего, официально мизерной заработной платой. Налоговики (наряду с сотрудниками ГАИ) стали объектом насмешек, героями многочисленных анекдотов. Тем не менее Татьяна Ефименко жестко стоит на позиции: тому, кто способен променять честь государственного служащего на мелкие подачки или крупные взятки — нет места в налоговых органах. Станет ли это главной «догмой» нового налогового законодательства увидим.
Выпуск газеты №:
№4, (2001)Section
Общество