Украинский «певец во стане русских воинов»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010105/43-8-1_0.jpg)
Одним из зачинателей этого «движения умов» на север был Феофан Прокопович, выдающийся государственный и религиозный деятель России времен Петра I, являвшийся рьяным поборником идеи о богоизбранности русского царя и теории «Москва — Третий Рим». Братья Алексей и Кирилл Разумовские — фаворит Елизаветы Петровны и последний гетман Украины (к тому же и президент Российской академии наук), граф Безбородько... Но все это «политики». Были художники, писатели, скульпторы и музыканты, сумевшие внести неповторимый украинский колорит в творения свои, созданные в России. Как не вспомнить художников Леонтия Боровиковского, Дмитрия Левицкого, композитора Максима Березовского; Николай Васильевич Гоголь, потомок полковника Евстафия Гоголя, был великим русским писателем, Но темы, поднятые им в большинстве произведений неразрывно связаны с Украиной.
Музыкальную культуру Российской империи на изломе XVIII и XIX веков невозможно представить без еще одного уроженца нашей земли — Дмитрия Степановича Бортнянского. И по сей день творчество одного из самых плодовитых и известных композиторов, творца православных духовных песнопений продолжает волновать умы и сердца не только людей верующих. Титанический труд Д.С. Бортнянского по составлению Обиходов Церковного пения и созданию духовных хоровых концертов достоин уважения. Жаль, но в Украине о нашем земляке знают очень мало.
В начале июля 1751 года небольшой провинциальный украинский город Глухов (Слобожанщина) торжественно встречал последнего гетмана «обеих сторон Днепра и войск Запорожских», графа Кирилла Григорьевича Разумовского. Глухов, где была созвана большая Рада старшин, полковников и «прочих особ всякого звания» для публичного оглашения жалованной грамоты императрицы Елизаветы Петровны Кириллу Разумовскому, таким образом стал столицей гетманской Украины. Это событие почти совпало с появлением на свет в семье Степана и Марии Бортнянских сына — Дмитрия.
Род свой Бортнянские вели из Бецкой области (восток Польши). Судьба привела отца будущего композитора на Слобожанщину, где он стал жителем «города Глухова в числе тамошних глуховских мещан». Там же Степан Бортнянский женился на вдове-казачке Марине Дмитриевне Толстой.
Граф Кирилл Разумовский, став гетманом, начал устраивать жизнь в Глухове по образцу и подобию петербургскому — ритуалы, придворные, грамоты «мы приказуем, нашим повелением», празднества и увеселения, пышность двора... Была у гетмана одна давняя страсть — еще в малолетстве он с братом Алексеем (в годы царствования Елизаветы Петровны ее фаворита и тайного мужа) был певчим в церковном хоре. А уж певцами Украина (тогда еще Малороссия) славилась на всю империю. Лучшими певчими — альтами и дискантами — считались именно выходцы из Левобережной Украины, в первую очередь из Глухова, Батурина и Чернигова. С конца XVII века привозили в Петербург одаренных «парубков». В 1738 году императрица Анна Иоанновна своим указом основала в Глухове первую в Российской империи музыкально-хоровую школу.
Уже в шесть лет родные отмечали у Дмитрия прекрасные задатки — он схватывал мелодии налету, пел без фальши. В 1755 году гетман в Глухове основал музыкальную капеллу, куда входили хор и оркестр. Только недавно стены глуховской певческой школы оставил будущий философ и поэт Григорий Сковорода, в 1742 — 1744 годах стажировавшийся в петербургской Придворной капелле. В 1758 году семилетнего, подающего большие надежды, Дмитрия отправляют в Петербург, где он знакомится с еще одним украинским самородком — Максимом Березовским (ему было 13 лет), успевшим за свою недолгую жизнь создать немало произведений для церковного хора. Управлял придворным хором уроженец из Черниговщины Марк Полторацкий.
С 12 лет Дмитрию, уже признанному солисту придворного хора, доверяют первые партии. Настоящую славу молодому певчему приносит роль царя Адмета в опере Г. Раунаха «Альцест». В течение 1766 — 1768 годов Дмитрий работает под началом выписанного из Италии Екатериной I капельмейстера, клавесиниста и композитора Бальтасара Галуппи. Автор блестящих комических опер был потрясен уровнем пения придворной капеллы: «Такого великолепного хора я никогда не слышал в Италии». Галуппи набирал учеников для оперных постановок, имевших большой успех у петербургской публики.
В 1768 году Б. Галуппи, у которого заканчивался контракт, возвращается в Венецию. Вместе с ним отправляется «пенсионером» в Италию и Дмитрий Бортнянский. Долгих 11 лет учебы и работы в мировой столице музыки — Италии оказали громадное влияние на молодого певца и, ставшего уже известным, композитора.
В 1776 году в Венеции в театре Сан-Бенедетто была поставлена опера Д.Бортнянского на античную тему «Креонт». Взыскательная, несколько избалованная венецианская публика приняла оперу очень тепло. Еще больший успех Д.Бортнянскому принесли оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», также написанные на античные сюжеты. На герцогском карнавале 1778 года в Модене «Квинт Фабий» стал «гвоздем программы». Либретто оперы «Алкид» написал выдающийся итальянский «сценарист» XVIII века Пьетро Метастазио. О постановке «Квинта Фабия» моденский журнал писал: «Вечером 26-го дня текущего месяца открылся местный герцогский театр драмой... поставленной заново с музыкой маэстро синьора Дмитрия Бортнянского из Москвы, находящегося на службе у Ее Величества императрицы России. Разнообразие, изящество и блеск вокального исполнения, изобретательность и приятность балета, искусное построение сюжета создали спектакль, доставивший наслаждение и получивший высокое одобрение двора Его Светлости и единодушные аплодисменты зрителей...»
В конце 1779 года Дмитрий Бортнянский возвращается в Россию и начинает роботу при дворе императрицы Екатерины I в качестве капельмейстера, руководит хорами в Сухопутном шляхетском корпусе и Смольном институте. Ставший уже знаменитым, молодой композитор начинает готовить цикл духовных хоровых концертов.
В 1785 году Д. Бортнянского назначают капельмейстером при «малом» дворе наследника престола Павла Петровича. В течение 10 лет наш земляк обучал музыке детей будущего императора Павла I, создал цикл сонат для клавесина, стал автором первого в России симфонического произведения — Концертной симфонии. Продолжалась работа и на оперной сцене — с успехом прошли премьеры опер «Празднество сеньора», «Сокол» и «Сын- соперник».
До самой смерти — 27 сентября 1825 года — Дмитрий Бортнянский занимал особое, главенствующее место в музыкальном мире России. В 1796 году он был назначен на должность управляющего Придворной певческой капеллы. Композитор пишет кантаты и оратории на слова Гавриила Державина, создает величественный гимн на слова Михаила Хераскова «Коль славен наш Господь», к 1814 году заканчивает работу по созданию Духовных хоровых концертов и переложению церковных песнопений на современную нотацию, не оставляя плодотворной педагогической деятельности. В 1812 году во время нашествия войск Наполеона на Россию Д.Бортнянский пишет знаменитую песню для солиста, хора и оркестра «Певец во стане русских воинов» на слова Василия Жуковского. Концертную деятельность и издательскую работу он не прекращал до последних дней. Многие русские композиторы и музыкальные критики (в первую очередь Михаил Глинка и Владимир Стасов) обвиняли Д.Бортнянского в «итальянскости»; Глинка, не снискавший лавров на ниве духовной музыки, даже дал ему уничижительную характеристику, назвав отца композиторской и духовной музыки России «Сахар Медович Патокин». Но вот мнение великого Гектора Берлиоза о творчестве Д.Бортнянского: «Эти произведения отмечены редким мастерством в обращении с хоровыми массами, дивным сочетанием оттенков, полнозвучностью гармоний и, что совершенно удивительно, необычайно свободным расположением голосов, великолепным презрением ко всем правилам, перед которыми преклонялись... современники Бортнянского и в особенности итальянцы, чьим учеником он считался».
Погребен Дмитрий Степанович был в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, а в 1953 году его прах перенесли в Пантеон деятелей российской культуры в Александро-Невской Лавре. А памятник великому композитору так и не был поставлен ни в Санкт- Петербурге, ни в Глухове на его «малой родине».
В России сложилась устойчивая тенденция — считать «русскими» тех деятелей культуры украинского (и не только) происхождения, которые проявляли свой выдающийся талант будь-то художника, композитора, писателя... в Санкт-Петербурге, Москве, других российских городах. Но от этого Дмитрий Бортнянский, Артемий Ведель, Максим Березовский, Феофан Прокопович, Николай Гоголь, Максимилиан Волошин, Владимир Короленко... не перестанут быть людьми, тесно связанными с Украиной не только кровными, но и духовными узами.
Выпуск газеты №:
№3, (2001)Section
Украина Incognita