«ПРАВДА ВСЕГДА ШАГАЕТ МЕДЛЕННО»
(«Веды»)![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20001103/4201-20-1_0.jpg)
Светлому апогею освящения предшествовала длинная драматическая история кирхи, тесно связанная с не менее драматической историей немцев в Украине. Первая лютеранская церковь в Киеве была основана в 1767 году; богослужения проводились тогда в доме аптекаря Фридриха Бунге на Подоле (сегодня это небольшой музей «Старая аптека» рядом с церковью Николая Притыска). В начале ХIХ ст. община немецких киевлян купила за 175 рублей участок земли в Липках, на крутом пригорке, тогда совсем незаселенном. На этом месте, которое киевляне прозвали с того времени Лютеранской или Немецкой горой (сегодня улица Лютеранская), в течение ХIХ века сформировался духовный немецкий центр, пользовавшийся в городе большим уважением. Трехэтажное здание гимназии, дом для бедных (частично сохранился), пасторский дом, а также красивая каменная церковь св. Екатерины, построенная по проекту известного архитектора Штрома и освященная в 1857 году. Это то самое здание, которое и сегодня видим на улице Лютеранской. Интересно, что перед Первой мировой войной среди 250 тысяч киевлян насчитывалось 13 тысяч немцев-лютеран (сегодня — только 300 человек).
Развитие, свобода и процветание евангелических лютеран в Украине закончилось в 1919 году — после перехода власти в руки большевиков. В том же 1919 году украинское советское правительство издало декрет об отделении церкви от государства, что было сигналом для начала тотальных гонений на церкви, на верующих. Не стали исключением также Немецкая евангелическо-лютеранская церковь и ее прихожане, тем более, что они, как правило, принадлежали к классу интеллигенции или прослойке зажиточных крестьян. Особенно (и в первую очередь) пострадало духовенство, пасторы — выселения, тюрьмы, лагеря, часто без какого-либо суда или следствия. В 1937 году были арестованы 9 последних евангелическо-лютеранских пасторов, а в 1938 году духовный совет церкви решил распустить киевскую общину — «добровольно». Впереди была депортация 1941 года, послевоенные преследования, хрущевская атеистическая политика.
В 1938 году постановлением Киевского горсовета Катариненкирха была закрыта. Как оказалось — почти на 60 лет. Красивому стильному зданию, дому Бога, было найдено «достойное» применение. Сначала там заседал клуб «Движения безбожников», потом в нем был размещен склад горюче-смазочных материалов Министерства культуры (!), а в 1973 году туда вселился Государственный музей народной архитектуры и быта УССР. Но сначала здание было переконструировано в соответствии с распространенным советским «архитектурным» стилем: благородное внутреннее пространство, наполненное воздухом и светом, было разрезано по горизонтали и по вертикали на жалкие каморки, большинство из которых не имело окон и потому было непригодно ни для экспозиций, ни для канцелярий. (Таким же самым образом был изуродован Александровский костел, а также немало других старинных зданий — высокие залы перекрывались потолками, итальянские окна замуровывались, в дверях-порталах с люнетами или тимпанами прорезались узкие и низкие отверстия, через которые человек мог пройти только согнувшись.)
Киевская община немецких лютеран возобновила свою деятельность в начале 90-х в соответствии с Законом о свободе совести 1991 года. Общине была любезно предоставлена возможность осуществлять богослужения в одном из «катакомбных» помещений Государственного музея народной архитектуры и быта, для чего необходимо было каждый раз просить разрешения, каждый раз приносить стулья, книги, свечи и др. Тогда же началась многолетняя эпопея борьбы за возвращение храма, хотя упомянутый Закон определял порядок передачи церквям их собственности. Существует документальная хронология этой борьбы, которую начал пастор Ахим Райс и продолжил пастор Геральд Коч; одним из самых активных участников эпопеи была Татьяна Терешина, член общины с 1991 года. Усилия общины отражены в толстых папках документов и переписки с правительством, внимание которого к проблеме оживлялось главным образом перед визитами в Украину государственных деятелей Германии — все они, как правило, пытались помочь киевским немцам возвратить свою кирху. Так, этой проблемы коснулся в разговоре с Президентом Кравчуком канцлер Гельмут Коль во время визита в 1993 году. И вот в 1998 году состоялась давно ожидаемое событие — Александр Омельченко передал Немецкой евангелическо-лютеранской общине ее собственную кирху на условиях бессрочного и бесплатного пользования. Господин мэр тогда сказал, что, «несмотря на все экономические трудности, мы находим возможности для того, чтобы национальные меньшинства Киева могли удовлетворять свои культурные, образовательные и религиозные потребности». Прошло еще некоторое время, пока смог выехать из кирхи Музей народной архитектуры и быта, после чего, в конце концов, началось активное восстановление храма. Все работы выполнило украинско-немецкое СП «АРКУС» под руководством архитектора Юрия Дорошенко. Финансовую поддержку предоставило правительство Германии и, главным образом, Евангелическо-лютеранская церковь Баварии. Из Германии было привезено также два колокола, орган и алтарное Распятие. Так восстала из пепла «Движения безбожников» киевская Немецкая кирха — со светлым, просторным молитвенным залом, с удобными и красивыми деревянными скамьями, с помещениями для собраний общины, для занятий хора и т.п.
На освящение кирхи собралось много гостей — епископ Немецкой евангелическо-лютеранской церкви в Украине д-р Эдмунд Рац, известные политики, должностные лица, ученые, руководители Музея народной архитектуры и быта (они подарили церкви св. Екатерины православную икону Пресвятой Богородицы ХIХ ст., которая была принята с большой благодарностью), Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии в Украине д р Дитмер Стюдеманн, послы в отставке д-р Арно и д р Хайке, которые в своевремя активно помогали общине св. Екатерины. Присутствовали также Чрезвычайные и Полномочные послы США, Великобритании, Норвегии. На праздник пришли представители других христианских церквей, в частности, монсеньор Николай Этерович (Папский нунций). Зачитано приветствие от президентов Украины и Германии. Епископ Станислав Широкорадюк (РКЦ) в своем выступлении подчеркнул, что католики искренне радуются возвращению храма лютеранской общине — радуются решению проблемы, общей для всех других церквей Украины. Прекрасные слова сказал протоиерей Василий Заев (УПЦ МП) : «Мы, православные и лютеране, имеем разную историю, разные традиции, но нас объединяет более важное — любовь к Христу».
После окончания церемонии освящения кирхи согласился поделиться своими впечатлениями с читателями «Дня» министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко : «Я рад тому, что сегодня здесь происходило, в частности, потому что сам был причастен к длительному и непростому процессу возвращения кирхи лютеранской общине. Рад видеть здесь немецких послов, вместе с которыми мы пытались влиять на ход реституции. Считаю это событие еще одним свидетельством того, что Украина твердо стоит на основах свободы совести, свободы вероисповедания для каждого, кто здесь живет. Что бы там о нас ни говорили. И посмотрите — маленькая община, а сколько людей пришло поздравить ее; прислал поздравление также Президент Украины. В Киеве это не единичный случай — не так давно еврейской общине возвращена синагога Бродского, мусульмане строят себе мечеть; вот только никак не можем определиться с достойным столичным храмом греко-католиков. Хочу обратить ваше внимание на одно обстоятельство: немецкая община проводила сегодня богослужение на немецком и украинском языках, на украинском выступали также католики, а вот представители УПЦ Московского Патриархата — на русскoм. Это непостижимо!»
Высказал свое мнение также архиепископ Николай Этерович, Папский нунций в Украине : «Наши взаимоотношения с лютеранскими церквями весьма улучшились после того как в этом году было подписано Аугсбургское соглашение по сложной догматической проблеме, которая веками разделяла католическую и протестантские церкви. Речь идет об Оправдании, т.е. спасении человека — спасается ли он только верой или «вера без дел мертва»? Поэтому я с особым удовольствием поздравил киевских лютеран с восстановлением нормальной церковной жизни».
Во время праздничного богослужения в обновленной церкви раздавалась музыка Баха. Как известно, Бах был лютеранцем и писал свою музыку для немецких протестантских церквей. Постепенно, однако, эта музыка стала вселенской и принадлежит сегодня всем людям, независимо от конфессии, национальности или поколения. Не является ли она светлым предчувствием, предтечей того, что должно быть, что сбудется?
Выпуск газеты №:
№201, (2000)Section
Общество