Алгоритм возвращения в Европу
Интеграция Украины в Европу — это не только политический лозунг. Без сомнения, интеграция является процессом, который должен иметь четкие и контролированные параметры. Украина вошла в десятку стран, подписавших Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. СПС между ЕС и Украиной было подписано 16 июня 1994 года, и ратифицировано Верховной Радой Украины 10 ноября того же года. В Указе Президента Украины «Об определении стратегии Украины по интеграции в Европейский Союз» изложены условия приобретения Украиной полноправного членства в Европейском Содружестве и установлены базовые приоритеты для государственных органов до 2007 года, когда условия для дальнейших усилий Украины на пути к ЕС, очевидно, станут более благоприятными. Несмотря на то, что через несколько лет после этого СПС стало частью проектов Украины по торговле и развитию законодательства, все еще возникают вопросы о его роли и значении для Украины, а также относительно обязанностей каждой из сторон Соглашения и преимуществ, которые стороны получают от выполнения положений Соглашения.
Автор не ставил целью углубиться в детальное изложение того или иного вопроса, а начать диспут, к которому могут присоединиться все желающие и заинтересованные стороны.
ЧТО ТАКОЕ СПС?
СПС — Соглашение о партнерстве и сотрудничестве — это правовой документ, вступивший в силу 1 марта 1998 г. после длительного процесса ратификации, поскольку со стороны ЕС каждая страна, которая входит в состав ЕС, должна была ратифицировать Соглашение. Итак, стороны договорились, что «дата ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной приходится на дату ввода в действие Временного Соглашения», подписанного сторонами 1 июня 1995 года, Президент Украины принял Временное Соглашение 30 ноября 1995 года. Со стороны ЕС Временное Соглашение было введено в действие 1 февраля 1996 года.
В СПС изложены основные принципы, а именно: 1) необходимость развития стабильных институтов гарантирования демократии, верховенства права, прав человека и защиты национальных меньшинств, и 2) наличие функционирующей рыночной экономики, способность противостоять давлению конкуренции и рыночных сил в пределах Союза и выполнять обязательства, возложенные на стран-членов ЕС.
Принципиальной и важнейшей основой достижения целей по СПС является создание независимой эффективной судебной и административной системы, которая обеспечила бы выполнение положений СПС.
ТОЛЬКО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО?
Нет. Экономические аспекты СПС изложены только в одной части документа. Подчеркивая переход к рыночной экономике, которая приведет к быстрому улучшению экономических и социальных условий и условий жизни, СПС также ставит в центр внимания вопрос о соблюдении демократических принципов, включая права человека, верховенство права в гражданском обществе, демократические выборы, независимую судебную власть и другие аспекты, присущие обществу, которое двигается в направлении развития рыночной экономики и применяет в правительственных институтах принцип открытости и «прозрачности».
ПРЕДПОСЫЛКИ СБЛИЖЕНИЯ УКРАИНЫ И ЕВРОСОЮЗА
СПС и является именно тем основанием для Украины, опираясь на которое страна сможет приблизиться к Европе. СПС представляет собой определенный проект основных требований гражданского общества и основ рыночной экономики. Однако СПС должно рассматриваться не как инструмент для быстрой интеграции, а, скорее, как первый шаг к приближению и согласованию законодательства. Украина должна приложить максимум усилий для обеспечения постепенного приближения национального законодательства к правовому полю и стандартам ЕС. В этом случае согласование означает приближение совокупности правовых норм. Между тем опыт прошлых лет доказал, что пока у Украины не будет устойчивого курса и концепции интеграции, гармонизация законодательства будет бессмысленной, поскольку гармонизация не может осуществляться в вакууме. Украина все еще находится только на начальном этапе процесса интеграции. Каким именно предварительным условиям должна отвечать страна-кандидат, чтобы начать процесс интеграции в ЕС? Первое и главное — это достижение стабильности на макроэкономическом уровне и наличие «здоровой» монетарной политики. В дополнение требуется зрелая, сформированная микроэкономическая система предпринимательства и торговли. Это означает принятие и выполнение законов, позволяющих предпринимательству и торговле существовать с минимальным разрывом. Отсюда требуется надлежащее развитие и эффективность банковской системы, Гражданского кодекса, системы корпоративного права, земельного права и законодательства о собственности. Не следует полагать, что законы, существующие только на бумаге, помогут исправить теперешнее положение дел. Страна должна быть в состоянии эти законы выполнять. Государственные и правительственные институты должны четко разграничивать свои роли и полномочия. От надлежащего стратегического координирования деятельности всех институтов зависит доверие деловых кругов, инвесторов и населения в целом к этим институтам. Государственные и правительственные институты должны четко следовать установленному курсу государства. Последний, но не менее важный вопрос — это установление прозрачных правил доступа людей в эти институты. Иными словами, эти институты должны заслуживать доверие людей. Когда речь идет об институтах, внимание сосредоточивается на обеспечении благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционного климата, что, в свою очередь, приведет к постепенному непрерывному стабильному развитию, а следовательно, появится потребность в согласованных и обоснованных правилах и директивах. Итак, возникает вопрос о надлежащей координации между разработкой стратегического курса страны и его выполнением. В частности, в западных странах диалог между политиками страны и деловыми кругами — это обычное дело. Такое открытое общение позволяет применять упомянутые правила и директивы наилучшим способом и обеспечивать основу для появления более эффективного и содержательного законодательства. В отличие от того, как законы появлялись в прошлом, сейчас они являются результатом именно такого диалога. Соблюдение принципов демократии и прав человека основывается на четких правилах, выполнять которые должны все без исключения, в первую очередь государство. Четкое распределение полномочий между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти — это неотъемлемая составляющая демократии. Защита национальных меньшинств — это тоже важный элемент в соблюдении прав человека. Каждая страна имеет свой собственный подход к этому вопросу, но принципы, на которых основывается защита прав человека, остаются неизменными. Нельзя говорить о настоящей демократии, когда и гражданское общество в целом, и его лидеры не придерживаются верховенства права. Соблюдение требований верховенства права начинается с существования соответствующих регулятивных институтов, достижения прозрачности, установления справедливости и организация должным образом налаженного процесса развития страны. Один из путей введения настоящего верховенства права в стране — это разработка четких, корректных и обоснованных законов. Принципы верховенства права должны в равной степени применяться ко всем без исключения, а поэтому для государства крайне необходимо иметь независимую судебную власть.
ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С ЕС — «МОТОР» ИНТЕГРАЦИИ
Что касается готовности Украины к переговорам с ЕС о зоне свободной торговли, опыт других созданных зон свободной торговли свидетельствует о позитивных результатах в виде развития экономики, а также специфические обязательства, обязательные для выполнения. Соответствующая политика правительства и соответствующие действия — это общее требование для всех стран. Это особенно касается либерализации торговли и режима (прямых иностранных инвестиций) дерегуляции финансовых рынков и развития внутренней конкуренции, а также развития инфраструктуры транспорта и связи. Кроме экономических аспектов, большинство из этих торговых организаций также обращаются к вопросам охраны окружающей среды, а также к социальной сфере. Следует отметить две важные роли зоны свободной торговли. Во-первых, анализ опыта некоторых стран Восточной Европы показывает, что зона свободной торговли создает открытые рынки как для ЕС, так и для Восточной Европы. В то же время совсем не обязательно считать, что интеграция должна начаться немедленно. Можно, в частности, привести пример Словакии и Румынии. В то время, как Польша, Венгрия, Чешская Республика, Эстония и Словения — это члены зоны свободной торговли Центральной Европы и кандидаты на вступление в ЕС. Во-вторых, зона свободной торговли создает экономическую почву для торговли и либерализации, не нарушая при этом национальный суверенитет. В рамках зоны свободной торговли тарифы и квоты на импорт стран-членов зоны не действуют. Таким образом, объемы торговли существенно растут, и вследствие этого наблюдается более интенсивное экономическое развитие. В числе положительных результатов создания зоны свободной торговли также можно выделить рост потенциальных возможностей институтов. Это со временем принесет свои полезные плоды для страны, поскольку возрастет способность этих институтов решать экономические и торговые вопросы, и это, конечно, пойдет на пользу развития Украины.
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ ПРОТИВ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА
Существует несколько способов защиты внутреннего рынка Украины, не нарушая при этом положений УПС. Некоторые из этих способов имеют под собой законодательную основу и потому являются правовыми по существу. Другие неразрывно связаны с экономикой и практикой предпринимательства. В конечном счете, четкая долгосрочная политика и стратегия институционного развития окончательно сформируют средство, при помощи которого Украина сможет защитить свой рынок, не нарушая при этом положений УПС. Путем устранения тарифных барьеров, стабилизации нетарифных барьеров, с достижением неизменности и согласованности правил и положений Украина поможет национальному производителю стать конкурентоспособным. Тарифные и нетарифные барьеры сегодня отрицательно влияют на деятельность национальных производителей, которые нуждаются в определенных базовых материалах для производства, а, следовательно, их способность производить конкурентоспособные товары зависит от импорта этих материалов. Несколько секторов экономики могли бы получить преимущества от устранения определенных барьеров и стабилизации правил в дополнение к лучшему осмыслению использования субсидий для реструктуризации. Но реструктуризация должна быть частью гармонической общей политики проведения земельной реформы и приватизации, что неразрывно связано с разработкой всеобъемлющего корпоративного законодательства, в котором отразились бы принципы корпоративного управления. Не надо надеяться на результативность субсидий или на удовлетворение требований ЕС или Всемирной организации торговли (ВОТ) без внедрения подобной базы. В этом контексте при помощи реструктуризации Украина сможет добиться большей конкурентоспособности внутреннего рынка. А это значит и высшей производительности, и высшего качества продукции. Очевидно, что нет смысла ожидать результатов от реструктуризации, не являющейся частью тщательно разработанного плана переподготовки и обучения высвобожденных работников. Такие кадры могут быть трудоустроены в сферах, где создается новая инфраструктура. Такой подход совпадает с правилами ВОТ относительно субсидий и, в конечном счете, приведет к повышению конкурентоспособности. Очень часто в сотрудничестве с партнерами Украина делает исключения из общих правил, а не, наоборот, пытается применять правила. Например, Украина часто утверждает льготы для партнеров. Несмотря на то, что эти льготы применяются только к узкому кругу партнеров, внутренние производители страдают от них. В этом контексте также остро предстает вопрос нарушения основных правил и принципов международной торговли.
ПРАВОВОЙ ФАКТОР ПРИБЛИЖЕНИЯ К ЕС
Во-первых, приближение — это не просто перенесение европейских директив или законов стран Западной Европы в законодательство Украины. Во-вторых, приближение — это не сведение в одну группу частей законодательства различных стран Европы. В-третьих, речь не идет о неконтролированном процессе бездумного копирования законодательства, который неминуемо изменит способ функционирования Украины как государства. В-четвертых, приближение законодательства нельзя приравнивать к интеграции. То, что собой представляет приближение законодательства, демонстрирует практический эффект от применения и развития политики. В статье 51 УПС, параграфе 1, особенно указывается, что «…важным условием для укрепления экономических связей между Украиной и Европейским Содружеством считается приближение текущего и будущего законодательства Украины к законодательству ЕС… Украина должна приложить максимум усилий для обеспечения постепенного согласования национального законодательства с законодательством Содружества». В параграфе 2 статьи 51 определяются приоритеты, включающие «таможенное право, законодательство о компаниях, банковское право, бюджет предприятия и налоги, интеллектуальную собственность, защиту рабочего на рабочем месте, финансовые услуги, правила конкуренции, государственное обеспечение, защиту здоровья и жизнь человека, животных и растений, окружающей среды, косвенное налогообложение, технические правила и стандарты, законы и положения о ядерной безопасности, транспорт». Это также значит, что определенные фундаментальные аспекты экономической и социальной жизни в Украине должны рассматриваться одновременно с процессом приближения законодательства в этих определенных сферах. Чтобы создать плацдарм, необходимый для первых шагов в направлении приближения, необходимо принять Гражданский и Земельный кодексы, а также закон о недвижимости. Например, как можно передавать в собственность имущество в условиях значительных «пробелов» в договорном праве, которое не может должным образом применяться в суде? Так как же мы можем развивать экономику и укреплять доверие и уверенность инвесторов, если не принят закон об ипотеке, который неразрывно связан с земельным правом? Иными словами, эти сферы права должны согласовываться между собой. Отдельный закон не может существовать в вакууме. Правительство должно быть уверено в том, что у него есть все средства не только для выполнения законов, но и для выполнения всех правил и положений. Приближение законодательства должно служить поддержке проведения экономической реформы путем применения практического и реалистического подхода. Поэтому решение этого вопроса не следует связывать просто со слепым копированием директив ЕС. Решение этого вопроса требует серьезного анализа выработки политики и выполнения политического курса. Тот способ, каким сейчас в Украине разрабатываются, а потом и обнародуются законы, не в полной мере отображает основные положения политического курса страны. Роль выработки политики и выполнения политического курса состоит в сосредоточении на долгосрочных целях и оценке на будущее имеющихся в наличии реальных средств. Рост количества разрабатываемых законов не может улучшить ситуацию или преобразовать процесс в такой, реализация которого не требует больших усилий. Основное внимание должно уделяться не количеству законов, а их качеству и отображению в них основных принципов политики. Политика, в свою очередь, должна быть результатом обсуждений между всеми группами общества, а законы — результатом разрабатываемой политики. В этом контексте УПС и гармонизация украинского законодательства должны рассматриваться как средство, при помощи которого Украина сможет последовательно реализовать все свои приоритеты. Это утверждение, в свою очередь, вызывает вопрос о том, как именно должно происходить приближение или гармонизация законодательства.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ «ЕВРОФУНДАМЕНТАЛИЗМ»
В основе выполнения Украиной положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной должна быть серия спланированных шагов, каждый из которых должен согласовываться с остальными и быть их логичным продолжением. Основной вопрос для Украины — это разработка фундаментальной политики, по которой последовательно будут поддерживаться все шаги страны в направлении принципиальных основ развития рыночной экономики, верховенства права, гражданского общества, демократии. Такая фундаментальная политика будет способствовать первым шагам в направлении гармонизации законодательства.
Одновременно Украина также должна развивать социальную сферу и исходить из принципов гражданского общества, в котором верховенство права считается нормой, а не исключением.
И только тогда Украина сможет думать о своем будущем в составе Европы. А тем временем она стоит перед выбором одного из нескольких путей, идя по которому она может развивать международную торговлю и общие экономические отношения с Европой и другими соседями.
Выпуск газеты №:
№117, (2000)Section
Подробности