Прощальная хроника от Александра Клековкина
1921
РУССКИЙ ТЕАТР ОБЩЕСТВА «ПРОСВІТА» . 15 января в г. Ужгороде открылся «Русский театр общества «Просвіта». Получив помощь из фонда президента Чехии Масарика в сумме 250 000 чешских крон на организацию «Русского театра», управа «Просвіти» пригласила в качестве руководителя театра Николая Карповича Садовского, который прибыл в Ужгород с артисткой Ивановой и художником М. Кричевским.
СОЦВОС. 20 февраля В. Швембергер и Г. Нероде создали первый профессиональный театр кукол на Украине — Черниговский театр социалистического воспитания.
ЭРИК XIV. 29 марта состоялась премьера спектакля «Эрик XIV» Августа Стриндберга в Первой студии МХАТа в постановке Евгения Вахтангова. Просматривая спектакль в 1927 году, Лесь Курбас писал: « Это режиссер куда более глубокий, более значительный, чем Мейерхольд, хотя от постановки кое-что осталось. Актеры постарели. Движения часто смазаны. Однако есть настоящая театральность в сочетании с большой глубиной чувственного и интеллектуального (массовая сцена последнего действия). Один, правда, момент. Мейерхольд со своим циркулем до такого не додумается. И как много при этом подходе общего с моим догазовским периодом».
ПРЕДВЫБОРНЫЙ СПЕКТАКЛЬ. 3 апреля в связи с подготовкой выборов в Советы всех районов Киева (Никольская площадь на Печерске, Софийская площадь, Соломенка, Демиевка, Александровская площадь на Подоле) на открытом воздухе состоялись спектакли интермедии «Кого выбирать» Марка Терещенко. Эта разновидность агитационного спектакля имеет древние корни. Подобные пропагандистские спектакли проводились еще в Древнем Риме.
ШЕСТЬ ПЕРСОНАЖЕЙ. 5 мая состоялась скандальная премьера спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло.
ГВЫРК. Летом в Москве начался первый прием в ГВЫРК (Государственные высшие режиссерские курсы). На первый курс поступило более 800 человек, среди которых — В. Федоров, С. Эйзенштейн, М. Экк, С. Юткевич, а также будущие актеры Театра имени Мейерхольда — Т. Каширина, З. Райх, Э. Гарин и другие. Весной следующего года ГВЫРК был переименован как ГВЫТМ (Государственные высшие театральные мастерские). «Каждый вечер, — вспоминал С. Юткевич, — приходил Мейерхольд в класс и часами пропагандировал какую-то идеальную систему обострения спектакля, заставлял нас чертить какие-то схемы, где пытался установить взаимоотношения отдельных элементов театра. Он мечтал о том, чтобы подвести определенную научную базу под все здание современного театра».
ФЭКС. 5 декабря учредители ФЭКСа (Фабрики эксцентрического актера) считали днем рождения эксцентризма. 9 июля 1922 года ФЭКС под руководством Козинцева и Трауберга начала свою работу в Петрограде.
БАЯДЕРА. 23 декабря в Вене состоялась первая постановка оперетты Имре Кальмана «Баядера».
1922
ФЕДРА. 8 февраля в Московском Камерном театре состоялась премьера спектакля «Федра» Ж. Расина в постановке А. Таирова. Луначарский считал спектакль первой несомненной победой режиссера: «Спектакль оставил после себя впечатление красивого потрясения. Это монументальный спектакль, т.е. технически первый большой шаг к истинной монументальности».
ТУРАНДОТ. 28 февраля состоялась легендарная премьера спектакля «Принцесса Турандот» Карло Гоцци в постановке Евгения Вахтангова в Третьей студии МХАТа. Георгий Товстоногов писал об этом спектакле: «В чем же состояло открытие Вахтангова? А в том, что по внешним признакам, по характеру общения с залом — «без четвертой стены» — это был действительно театр представления, но актеры в спектакле жили по законам театра переживания, в образе игры методология Станиславского нигде не была нарушена... Вахтангов, единственный из учеников и последователей Станиславского, впервые в истории нашего театра провел опыт «разъединения» учения Станиславского и эстетики Художественного театра, отделил творца конкретного коллектива... от творца универсального метода». После смерти Вахтангова его ученики, развивая успех «Принцессы Турандот», пытались превратить прием иронического отношения к образу в своеобразный фетиш, а «праздничную театральность» — в творческое кредо театра.
«БЕРЕЗIЛЬ». 30 марта основана 1-я театральная мастерская Творческого объединения «Березiль» (ТОБ) под общим художественным руководством Леся Курбаса. Весь состав коллектива насчитывал около 250 человек. ТОБ воспитало плеяду выдающихся актеров (Бучма, Крушельницкий, Чистякова, Гаккебуш, Ужвий, Сердюк, Нещадименко, Антонович) и режиссеров (Лопатинский, Василько, Балабан, Дубовик, Бондарчук, Кудрицкий, Тягно, Игнатович, Долина, Скляренко, Бортник и др.). Самой главной основой системы Курбаса был метод перевоплощений, т.е. образного иносказания, метафоры, перенесения; это образное проявление сущности понятия, события средствами театрального искусства. Курбас говорил: «Когда мы берем какой-то факт из жизни и вместо того, чтобы его давать натуралистически, перерабатываем в определенный эквивалент, совершенно другой, чисто театральный по форме, но тот же по существу, когда мы находим для этого жизненного факта определенный символ, — это и есть перевоплощение».
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР. 15 сентября в Киеве в помещении Троицкого народного дома спектаклем по пьесе Г. Хоткевича «Лихоліття» начал работу новый украинский советский театральный коллектив — Государственный народный театр (позже названный именем Марии Заньковецкой).
ЭКСЦЕНТРИЧЕСКИЙ ДЖАЗ. 1 октября состоялось первое выступление первого созданного в СССР джаз-оркестра — «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр — джаз-банд».
КАТАФАЛК ИСКУССТВ. 13 декабря в Киеве вышел журнал панфутуристов-деструкторов «Катафалк искусств».
БАРАБАННЫЙ БОЙ. 20 декабря состоялась премьера спектакля «Барабанный бой в ночи» Б. Брехта в Немецком театре в Берлине.
АМЕРИКАНИЗАЦИЯ. В своем манифесте «Эксцентризм» Григорий Козинцев провозгласил американизацию как единственно необходимый современному театру путь: «Или американизация, или похоронное бюро».
МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ. Сергей Эйзенштейн вводит в практику театра и кинематографа термин «аттракцион». Впервые термин появился на обложке «Подвязок Коломбины». Впоследствии термин был заменен другим — «монтаж аттракционов».
НООСФЕРАТУ. «Ноосферату — симфония в сером», фильм немецкого режиссера Фридриха Мурнау. Главный герой ленты — тиран, пьющий человеческую кровь и символизирующий черную смерть — чуму.
(Начало см. в «Дне» от 28.01. Продолжение следует)
Выпуск газеты №:
№92, (2000)Section
Общество