Самый «долгоиграющий» крымский политик не хочет допустить, чтобы стабильность в Крыму сложилась без него
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000516/484-4-1_0.jpg)
«ТРЕТЬЯ СИЛА» ПО-КРЫМСКИ
26 апреля этого года перед началом работы очередной сессии крымского парламента фракция коммунистов и группа «Единство» провели совместное заседание. Не известно точно, что обсуждалось на этом заседании. Но на сессии в этот день должен был состояться отчет Совета Министров Крыма о своей деятельности. Не исключено, что вновь задуманная попытка отправить нынешнее правительство в отставку сорвалась лишь по причине болезни Куницына, хотя два депутата группы «Единство», вопреки повестке, и попытались поднять очередной скандал против Куницына. Хотя известно, что ранее между Сергеем Куницыным и Леонидом Грачом было достигнуто перемирие и никто из этих двух политиков не давал видимого повода для нарушения спокойствия. Следовательно, полагают наблюдатели, остается только один человек, который может дестабилизировать политическую ситуацию на полуострове. Человек, который имеет наибольшее влияние на депутатскую группу «Единство». В Крыму его имя хорошо известно. Это — Анатолий Романович Франчук.
По этой причине на политическом Олимпе Крыма вновь поговаривают об отставке председателя Совета Министров автономии Сергея Куницына. На этот раз поводом для подобных разговоров послужила информация, помещенная на политическом Интернет-издании Part.org.ua. Его авторы сообщали о том, что председатель Верховной Рады Крыма Леонид Грач, экс-премьер Крыма и народный депутат Украины Анатолий Франчук, а также ряд крымских политиков ведут закрытые консультации с целью смещения Сергея Куницына с поста председателя Совета Министров автономии.
Сам спикер крымского парламента Леонид Грач подобные слухи опроверг, заявив, что «занят решением важнейших задач в регионе» и ему «некогда заниматься политическими сплетнями и слухами». Анатолий Франчук никак не прокомментировал эту информацию.
В то же время известный крымский политолог Александр Форманчук отметил, что группа депутатов «Единства» продолжает вести работу с целью смещения со своего поста главы крымского правительства Сергея Куницына. В крымской политической среде известно, что группа «Единство» была создана по инициативе Анатолия Франчука. Кто этот человек и почему он, будучи дважды отправленным в отставку с поста главы крымского правительства, вновь вклинивается в политический процесс автономии?
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
Анатолий Романович Франчук — личность для Крыма очень известная. Прежде всего тем, что на протяжении десяти лет он постоянно находился в верхних эшелонах власти.
Судя по биографии, Анатолий Романович — профессиональный руководитель.
На руководящих должностях Анатолий Франчук с 1975 года. Тогда он стал директором белорусского радиотехнического завода «Спутник». В Крым Франчук приехал после 1978 года, окончив Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР — по окончании Академии он был назначен генеральным директором Симферопольского ПО «Фотон». В 1987 году Франчук работает в Москве заместителем, а в 1987 году первым заместителем министра промышленности средств связи СССР.
Вновь в Крыму Франчук появился в 1990 году в должности первого заместителя председателя облсовета — начальника главного планово-экономического управления облсовета. С тех пор Франчук не отдалялся от пьедестала Крымской власти. В марте 1991 года он назначен первым заместителем председателя уже Совета Министров Автономной республики Крым. После избрания президентом Юрия Мешкова в 1994 году Анатолий Франчук сумел один единственный из всех, кто был отправлен Мешковым в отставку, когда было привезено правительство Евгения Сабурова из Москвы, остаться в правительстве, притом на той же должности. После отставки Сабурова в ноябре 1994 года Анатолий Франчук стал главой правительства автономии.
За неполных 9 лет, прошедших после придания Крыму статуса автономии, на полуострове сменились семь правительств, среди которых — и правительство Франчука. Это случилось в декабре 1995 года. Но уже через два года он, единственный из семи премьер-министров, вернулся на эту должность, заменив Аркадия Демиденко. Анатолий Франчук никогда не был публичным политиком. В политической борьбе он использовал другие ресурсы. В основу своего политического образа Франчук вкладывал родственные отношения с Леонидом Кучмой. Это был козырь и последний аргумент в обсуждении любых политических и коммерческих сделок. Многие крымские политики и предприниматели рассказывали, что помнят розыгрыши, которые устраивал в своем кабинете Анатолий Романович, имитируя по спецсвязи очень доверительный разговор с Леонидом Даниловичем. Многие признаются, что верили, — это настоящий разговор, хотя на другом конце провода никого не было. Родственные узы с Президентом, безусловно, сыграли важную роль в избрании Франчука на пост премьера Крыма и в первый, и во второй раз.
Франчук возвратился в кресло премьера Крымской автономии в июне 1997 года. Его тогда активно поддержали и Партия экономического возрождения Крыма, а также лично ее лидер Владимир Шевьев, председатель ВС Крыма Евгений Супрунюк и его заместитель Анушаван Данелян. В Симферополе ни для кого из политиков, аналитиков и журналистов не секрет, что их готовность голосовать за Франчука была обеспечена, во-первых, их недовольством деятельностью Сабурова, во-вторых, заверениями последнего в способности решить любой вопрос благодаря тесным отношениям с Президентом. Для Шевьева и Супрунюка, стремившихся к политическому и экономическому лидерству в автономии, это было очень актуально. Впоследствии, еще во время премьерства Франчука, в 1998 году против многих депутатов от ПЭВК, а затем и против Супрунюка были возбуждены уголовные дела.
Но в 1998 году в политической ситуации Крыма произошли значительные перемены. В результате новых выборов структура Верховного Совета Крыма значительно изменилась. В парламент автономии пришли новые для Крыма политические силы. Правое крыло и центр теперь представляли НДП, Аграрной партии Украины, других политических структур. Депутаты этих партий объединились во фракцию «Согласие» и выдвинули своего лидера Сергея Куницына кандидатом на пост председателя Совета Министров Крыма. Фракция «Согласие» насчитывала достаточно депутатов, чтобы вместе с группой «Республика» составить большинство Верховного Совета автономии. Третью и наиболее многочисленную фракцию крымского парламента — 44 депутата — составили коммунисты во главе с первым секретарем рескома Компартии Украины Леонидом Грачом. Кроме того, Анатолий Франчук был избран народным депутатом Украины. В это же время осложнились и так давно натянутые отношения Франчука с Президентом.
Франчук стремился сохранить свое пребывание на посту премьера, добиваясь избрания спикером Анатолия Гриценко, и боролся за сохранение Гриценко на этой должности, чтобы удержать контроль над парламентом. Но депутаты решили сформировать коалиционное правительство. Поскольку в новом созыве ВС Крыма не было силы, которая бы представляла интересы Анатолия Франчука, более того — Леонид Грач повел бескомпромиссную борьбу против него, ему не нашлось места в коалиционном правительстве. В результате договоренности фракций крымский парламент возглавил Леонид Грач, а правительство — лидер крымской организации НДП Сергей Куницын. «Запасным аэродромом» для Франчука стал мандат народного депутата Украины…
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ФИНИШ
После второй отставки Франчук более чем на год ушел из поля зрения прессы и политики. Оснований для активной политической деятельности на уровне Крыма у него действительно не было. Во-первых, впервые за восемь лет Анатолий Франчук не смог добиться заметного влияния ни в представительской, ни в исполнительной власти Крыма. Во-вторых, Франчука подвели его управленческие способности. Уходя из Совета Министров, он оставил полуостров в тяжелом состоянии. К моменту отставки его второго правительства ситуация в экономике Крыме перешла критическую черту. Заканчивалось I полугодие 1998 года, а бюджет ещё не был утвержден. Бюджетные долги за предшествующий год возросли на 56 млн. грн. и превысили 269 млн. грн, что составляло свыше 50% объема бюджета республики. Долги по заработной плате увеличились на 26% и составили 87 млн. грн. Под угрозой срыва было начало нового учебного года, не была решена проблема подготовки хозяйственного комплекса автономии к зиме. Не был решен вопрос обеспечения централизованной поставки ГСМ для завершения уборочной.
Уровень поступления налогов не давал возможности даже частично решить указанные проблемы. За 6 месяцев 1998 года в бюджеты всех уровней от субъектов хозяйственной деятельности Крыма поступило на 6% меньше средств, чем за соответствующий период предшествующего года. По НДС темп падения составил 36%. Недоимка по платежам в бюджет за полугодие увеличилась в 1,8 раза и составила 177,6 млн. гривен.
По итогам работы за первые пять месяцев 1998 года балансовая прибыль предприятий Крыма уменьшилась на 57% по сравнению с аналогичным периодом 1997 года, когда премьером Крыма был Демиденко. За первое полугодие 1998 года в половине отраслей экономике Крыма был допущен спад производства.
Именно на период 1997— 1998 годов по Крыму прокатилась волна «громких» убийств представителей государственной власти. Первой жертвой менее чем за месяц до избрания Франчука премьером, в мае 1997 года, стал председатель Фонда имущества республики Алексей Головизин. Его нашли на лестничной клетке своего дома с несколькими огнестрельными ранениями. В сентябре того же года был застрелен заместитель министра курортов и туризма Дмитрий Гольдич. Убийство Гольдича остро прокомментировал «Киевским Ведомостям» 13 февраля 1998 бывший вице-премьер Крыма Андрей Сенченко, при выходе из квартиры которого был застрелен Гольдич. Сенченко считал, что убили Гольдича по ошибке: на его месте должен был быть сам Сенченко. «Он (Гольдич. — Автор ) не так часто ко мне заходил, последний раз был, если не ошибаюсь, год назад. Убийца вполне мог спутать его со мной», — сказал Сенченко в интервью. На вопрос о заказчике преступления Сенченко сказал, что «это человек, который сегодня практически единолично расставил все кадры в Крыму».
Уже в октябре 1997 года был убит Валерий Кузин, генеральный директор АО «Крымтеплокоммунэнерго».
Самым громким заказным убийством в Крыму стала смерть заместителя председателя крымского правительства Александра Сафонцева. В феврале 1998 года он получил смертельные ранения от взрыва бомбы, вмонтированной в урну у входа в гостиницу «Таврия», где он в то время жил. Сафонцев, как отмечала пресса, в начале 1998 года считался серьезным претендентом на должность главы крымского правительства.
Покушение на жизнь Сафонцева произошло около 21 часа. Реакция Совета Министров была молниеносной. Уже утром следующего дня, 6 февраля 1998 года, Анатолий Франчук первым распространил собственное заявление по поводу покушения на Сафонцева. В нем он связал это преступление с работой своего заместителя в комиссии Кабинета Министров Украины в Ялте по выполнению Указа президента «Об обеспечении управляемости местными органами власти в г. Ялта и нормализации жизнедеятельности города» от 30 января 1998 года. Этот Указ был инициирован Валерием Пустовойтенко с тем, чтобы разобраться в связях мэра, а также ряда депутатов Ялтинского городского совета с криминалитетом. 12-го же февраля тогдашний спикер крымского парламента Анатолий Гриценко заявил, что покушение на Сафонцева не связано с его работой в правительственной комиссии, так как он «лишь присутствовал» в ее составе.
Как бы там ни было, убийство Сафонцева, как и другие упомянутые заказные убийства, осталось нераскрытым.
ВЛАСТЬ РАДИ ВЛАСТИ
В конце 1999 года Анатолий Франчук вновь напомнил о себе. Вероятно, поводом для этого послужило растущее тогда напряжение в отношениях между Леонидом Грачом и нынешним премьером Крыма Сергеем Куницыным. В декабре—январе минувшей зимы в автономии открыто обсуждался вопрос о том, останется ли Сергей Куницын главой Совета Министров Крыма или его заменит кто-то другой. Из-за слухов о том, что Куницын вот-вот уедет в Киев на повышение, в лагере премьера началась деморализация. Франчук немедленно воспользовался этим и начал активную закулисную работу по восстановлению своего влияния на политическую ситуацию в автономии. Анатолий Романович убеждал депутатов в необходимости отставки Куницына, ссылаясь при этом на то, что он уже обо всем договорился с Президентом и что Президент поддержит решение о снятии Куницына. Лишь впоследствии, когда Леонид Кучма в январе нынешнего года заявил, что не даст согласия на отставку Сергея Куницына, стало ясно, что Анатолий Франчук и далее склонен действовать старыми средствами.
На этот раз Анатолию Франчуку поверило гораздо меньше депутатов, чем в 1997 году. Тем не менее ему удалось в январе 2000 года сформировать в крымском парламенте фракцию «Единство», от имени которой депутат Коцеруба гласно заявлял о поддержке именно кандидатуры Анатолия Франчука. В нее вошли двенадцать депутатов, в основном из «Согласия» и из группы «Республика». Появление этой относительно немногочисленной фракции значительно изменило структуру Верховного Совета автономии. Ведь теперь для принятия в ВС Крыма какого-либо решения Анатолию Франчуку достаточно договориться с Леонидом Грачом, так как фракция коммунистов и его единомышленники из «Единства» вместе контролируют 56 из 100 голосов в парламенте. Поэтому фракция «Единство» дает Анатолию Франчуку серьезные возможности держать Сергея Куницына в постоянном напряжении.
Анатолий Франчук любит власть и преимущества, которые она дает. Он уже не может в третий раз стать премьером Крыма — возрастное ограничение Закона о госслужбе не позволит ему занять эту должность. Однако Франчук не может допустить, чтобы политический процесс в Крыму вышел из-под его контроля. Вероятно, это главная причина его нынешней политической активности. В борьбе за власть Анатолия Франчука не останавливает даже декларируемый факт примирения Сергея Куницына и Леонида Грача, которые на людях отказались от конфликта, заявив, что развитие Крыма сегодня требует политической стабильности и слаженных действий всех органов власти. В сложившейся в Крыму политической стабильности Франчук не видит места для себя. Это, однако, не означает, что он не видит его и для своего сына — также народного депутата Украины по Ялтинскому избирательному округу, явно не последнему в Крыму по значению. Но удачно ли выбрано время для выяснения того, кто в Крыму хозяин?
Многие наблюдатели сходятся во мнении, что в период активной подготовки Крыма к курортному сезону всяческое напряжение в политических верхах автономии будет служить лишним поводом для дестабилизации политической обстановки в Крыму, а следовательно, и негативным образом повлияет на наполняемость крымских здравниц.
Далее, дестабилизация политической ситуации в Крыму может дискредитировать в глазах инвесторов созданные в Крыму специальные экономические зоны и территории приоритетного развития, так как, по мнению экономических аналитиков, высокий политический риск до сих пор являлся одним из главных препятствий на пути инвестиций в Крым.
Наконец, расшатывание действующего правительства может нарушить начавшийся процесс согласования активности крымских татар с властью. Существует реальная опасность того, что татары посчитают нужным продемонстрировать борющимся за власть политическим силам, что именно они способны оказывать наибольшее влияние на политический процесс в Крыму. Если это произойдет, то Крым начнет возвращаться к имиджу территории с повышенной этнической напряженностью, и это оттолкнет от Крыма многих потенциальных отдыхающих из России.
И последнее — перманентное «беспокойство» правительства Сергея Куницына должно, по мнению его организаторов, «разладить» прежнюю дружную работу нынешних министров, что сейчас обеспечивает рост промышленного производства и жизненного уровня на полуострове, сокращение задолженностей по зарплате и пенсиям, чего никак не мог добиться Анатолий Франчук.
Но сейчас Анатолий Романович не несет должностной ответственности за ситуацию в автономии, и эти обстоятельства не имеют для него значения.
В политическом иконостасе Крыма Анатолий Франчук — наименее предсказуемая личность. Несмотря на то, что он уже дважды был премьером автономии, даже в узких политических кругах Крыма не известно, какую политику будет реализовывать он или его ставленник на посту главы правительства. Никто не знает, какой именно Анатолий Франчук видит политику власти в отношении крымских татар; как он видит проведение приватизации в автономии, легализации теневого капитала в курортной сфере; с помощью каких мер он готов решить задачу роста благосостояния жителей полуострова. Анатолий Романович до сих пор не объявил своей позиции по этим и другим, важным для Крыма, вопросам. Это дает основание предположить, что Анатолий Франчук несмотря на активность не имеет программы развития полуострова, которую бы реализовывал новый премьер автономии, назначенный «по его совету». Открытым остается и вопрос о том, кого Франчук видит новым премьером Крыма.
Пока не известно, считают наблюдатели, ради чего Анатолий Франчук проявляет активность. Если он стремится реализовать новую, отличную от реализуемой нынешним правительством, программу развития Крыма, он или контролируемые им лица должны объявить эту политику. Если же власть является для Франчука самоцелью, тогда эта активность в Крыму не имеет созидательного начала. Так или иначе, все, от кого зависит решение кадровых вопросов в автономии, должны обратить внимание на то, что сегодня политическая дестабилизация в Крыму может разрушить социальную стабильность и пока еще хрупкую тенденцию экономического роста, которая и появилась на полуострове именно за два года отсутствия Франчука у политического руля на полуострове…
Выпуск газеты №:
№84, (2000)Section
Подробности