Новые уроки новой экономики
О новой экономике яростно спорят годами, и сегодня уже можно сделать первые выводы. Во-первых, новая экономика, основанная на достижениях информационной технологии (ИТ), реальна, и она меняет облик мировой промышленности и сферы услуг. Ярчайшим примером этому служит возросшая в США в последние годы производительность. В то же самое время связанные с новой экономикой оценки фондового рынка нереальны, поскольку отражают скорее спекулятивный бум, нежели основную оценочную стоимость. Третий вывод состоит в том, что подобно многим другим технологиям внедрение и распространение информационных технологий зависит не только от сил рынка, но и от правительств. В Соединенных Штатах, рисующих себя оплотом свободного предпринимательства, ИТ-революции способствуют и силы рынка, и согласованная «промышленная политика». Остальным странам также необходимо выработать собственные стратегии, направленные на ускорение внедрения новых технологий.
Реальность новой экономики лучше всего проявляется при анализе американских показателей темпов роста экономики и производительности, поскольку в США новая экономика наиболее развита. Вплоть до середины 90-х годов американские экономисты оплакивали «замедление темпов роста» — спад роста производительности, начавшийся в 1970-х годах. Исследования, казалось, подтверждали незначительность влияния компьютерной революции на улучшение производительности. Ученые, изучавшие историю экономики, предупреждали, что новые технологии скажутся на действительном улучшении производительности промышленности спустя многие годы (что подтверждалось примером важнейших технологических скачков в прошлом). К середине 1990-х годов эти предсказания оправдались. Рост производительности поднялся с 1,5 до примерно 3% в год. Увеличившиеся темпы роста производительности, в свою очередь, привели к ускорению темпов роста ВВП, которые в 1990—1996 годах составляли примерно 2,5% в год, а, начиная с 1997 года, превысили 4%.
Оправданный восторг по поводу реальной экономики превратился в неоправданный восторг по поводу стоимости акций ИТ-фирм. Между ростом производительности и прибылями лежит большая дистанция, и этот основной момент во многом игнорируется энтузиастами рынка. Даже в случае значительного ожидаемого выигрыша в производительности большая часть этого выигрыша достанется потребителям в виде снижения цен или рабочим в виде увеличения зарплат по отношению к ценам, а не фирмам в виде увеличения прибылей. Виной тому основной аспект интернет-технологии — простота создания новых фирм и, в результате, исключительно высокая конкуренция на рынке. Несомненно, самые первые поборники информационной технологии (как, например, электронный продавец книг Amazon.com) имеют преимущество, но это преимущество, скорее всего, останется весьма скромным, поскольку угроза прихода конкурентов будет сдерживать размер прибыли. В действительности, в последние годы Amazon понес убытки, несмотря на увеличение доходов. Недавнее изменение динамики на американском фондовом рынке, быстро распространившееся по всему миру, служит первым проблеском того, что участники рынка начинают прислушиваться к этим основным фактам.
Несмотря на то, что число ежедневно возникающих новых «.com»-миллиардеров, по видимости, резко уменьшится, реальная экономика будет все больше и больше пользоваться преимуществами ИТ. И в выигрыше окажутся не только США и Европа. Экономики Восточной Азии ринулись на захват Интернета, особенно разительным примером чему служат Гонконг, Сингапур, Корея и Тайвань. По последним оценкам, примерно треть всех корейцев сейчас подключены к Интернету, и к концу текущего года эта доля возрастет до двух третей. В Китае уровень подключенности также будет быстро расти; за прошедший год число китайских пользователей Интернета удвоилось с примерно 4 до 8,9 миллиона, и, похоже, оно еще больше увеличится после того, как в мае начнет работу всекитайский беспроводный Интернет-сервис. Сингапур провел серьезную либерализацию Телекома, в результате которой затраты на использование Интернета сократятся, а число пользователей — возрастет.
Несмотря на то, что, согласно оценкам, США и Канада по-прежнему являются главнейшими пользователями Интернета (примерно 140 миллионов пользователей по состоянию на март-2000) по сравнению с Европой (83 миллиона пользователей), азиатско-тихоокеанским регионом (70 миллионов пользователей) и далеко отставшими Южной Америкой (10 миллионов пользователей) и Африкой (3 миллиона пользователей), у отстающих есть шанс сократить разрыв, если они прибегнут к правильной политике. Каждое правительство должно осознать, что быстрое внедрение Интернета сильно зависит не только от «свободной рыночной» политики, но и от поддержки государства. В действительности, Интернет впервые был создан под патронатом американского Национального научного фонда в рамках государственного проекта (ARPANET), направленного на подсоединение к единой сети университетов и ученых. С тех пор американское правительство продолжало отчислять миллиарды долларов на проведение исследований и разработок в области ИТ. Дополнительно закон об отмене налогообложения Интернета наложил мораторий на взымание налогов со сделок в области электронной коммерции, а закон о средствах телекоммуникации от 1996 года обеспечил финансирование и правительственную поддержку подсоединению к сети школ и публичных библиотек.
Развивающимся странам потребуются свои собственные стратегии, причем скоро. Рыночные реформы, в особенности ликвидация государственной монополии на телекоммуникации (что позволит частным компаниям свободно вкладывать средства в создание требуемой инфраструктуры), крайне необходимы. Но правительства также должны поощрять создание окружения, в котором большая часть населения будет иметь постоянный доступ к Сети. Правительственные агентства и государственные учебные заведения должны получить доступ к сети как можно скорее. Как и в США, налоговая политика должна способствовать переходу к новым технологиям. Учебные планы в школах и университетах должны быть пересмотрены с тем, чтобы гарантировать подготовку кадров для работы в национальных ИТ-системaх. Чтобы обеспечить жизненно необходимое финансирование самых бедных стран и помочь им преодолеть «разделение по цифровому признаку», можно привлечь международные агентства и фонды.
КОММЕНТАРИЙ
Алексей БОРОДА, коммерческий директор СП «Инфоком»:
— Никто точно не знает, сколько в Украине пользователей Интернета. По оценкам экспертов, эта цифра колеблется от 70 до 200 тысяч. Причем первая цифра отражает количество индивидуальных пользователей, вторая — корпоративных. На сегодняшний день не существует никаких преград для создания интернет-провайдерских фирм. В Украине постоянно уменьшается стоимость подключения к всемирной паутине. А стоимость за час пользования Интернетом уже упала до 60 центов. Количество пользователей Интернета ограничивается только количеством компьютеров, которых в нашей стране приблизительно 1 млн. Причиной этому экономическая ситуация в стране. Вследствие низкой покупательной способности мало кто может позволить себе приобрести компьютер, который в западных странах является необходимой вещью. Пока что у нас Интернетом в основном пользуется молодежь, которая использует это техническое достижение для переписки и досуга.
Выпуск газеты №:
№83, (2000)Section
День Планеты