«Вольво» заговорила по-французски
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000429/478-3-2_0.jpg)
Пока диспуты о глобализации мировой экономики еще ведутся, французская компания «Рено» приступила к ее практической реализации. В Париже и Стокгольме объявлено о привлечении «Рено» к шведской группе «Вольво», в результате чего «Вольво» перестает быть шведской, так как «Рено» получает ее контрольный пакет акций в 20%. Таким образом «Рено», во-первых, следует примеру немецкой «Даймлер-Бенц», которая с недавних пор называется «Даймлер-Крайслер», а во-вторых, становится ее главным конкурентом на мировых рынках тягачей.
Альянс «Рено-Вольво» стал лишь одним из звеньев глобальной стратегии французской компании. С прошлого года она вела переговоры о покупке автомобильного производства корейской группы «Самсунг». На днях этот альянс состоялся, «Рено» обязалась инвестировать $563 млн. в производство автомобилей в Южной Корее в обмен на 70% акций компании «Самсунг Моторс». Очевидно, что в самом деле автозавод в Пусане, втором по величине южнокорейском городе, стоил бы больше, поскольку построен в 1994 году с использованием новейших на то время технологий, но он так и не смог выйти на проектную мощность. В результате экономически-финансового кризиса 1998 года, в Южной Азии компания «Самсунг Моторс», автомобильное подразделение группы «Самсунг», обанкротилась. Альянс с «Рено» выглядел чуть ли не единственным спасением и самой компании, выставленной на продажу решением суда, и многих связанных с ней семей — уровень безработицы в Пусане значительно превышает сеульский. В результате «Рено» стала первой иностранной компанией, взявшей под свой контроль пока что небольшой (10—15%), но перспективный сегмент корейского рынка. А вместе с тем «Рено» уже имеет значительный пакет акций японской «Ниссан» (22,5%), поэтому можно говорить о первом серьезном европейском прорыве на азиатском рынке, который до сих пор оценивается экспертами, как чуть ли не самый динамичный в мире несмотря на последний кризис.
Французско-шведский альянс не является чисто французско-шведским, поскольку «Рено», во-первых, привлекает в этот альянс свой американский филиал «Мэк», а «Вольво» уже давно купила американскую торговую марку «Уайт». Альянс «Рено-Вольво» отныне будет контролировать, если, конечно, это позволят соответствующие структуры по вопросам конкуренции Европейской комиссии и Соединенных Штатов, до 25% европейских и американских рынков тяжелых тягачей. Впереди — только «Даймлер-Крайслер». Об экспансии на рынках легковых автомобилей пока речь не идет. Считается, что объем годовой продажи тягачей должен превышать 14,5 млрд. евро. Все составные части нового альянса сохраняют свои существующие торговые марки.
Гримаса глобализации в том, что, например, легковое производство «Вольво» уже продано «Форду», тогда как производство тягачей отныне становится французским. В то же время «Рено» имеет все шансы отвоевать мировое первенство, а производство легковых автомобилей, и не только, благодаря контролю над «Ниссан» и «Самсунг Моторс» компания активно инвестирует в Мексику и Бразилию. А не так давно в собственность компании перешел автозавод «Дачия» в Румынии — что не может не означать агрессивных планов Центральной и Восточной Европы. Начало уже заложено производством малолитражек в Словении.
На этом фоне кажется, что, очевидно, не того партнера выбрали в Украине в качестве главного инвестора для АвтоЗАЗа. Хотя — кто знает. Возможно, и DAEWOO со временем станет частью гигантского интерконтинентального бизнеса... А в далеком будущем, может, и украинские фирмы начнут продвигаться далеко за пределы своего хутора.
Выпуск газеты №:
№78, (2000)Section
День Планеты