Перейти к основному содержанию

Роль случая в истории искусства

Национальный резервный банк России открыл в Киеве новую галерею
29 апреля, 00:00
 

Среда. Вечер. Владимирская, 46. У входа в здание — череда иномарок. Респектабельные мужчины в дорогих костюмах и изысканные женщины. Запах хороших духов. Рядом — хиппующая молодежь. Модные дизайнеры и чинные иностранцы. Экстравагантные личности, не оставляющие сомнения в своей принадлежности к одной из творческих профессий, и пресыщенные зрелищами журналисты... Кого здесь только нет. И все терпеливо стоят в очереди, которая образовалась у входа. Очереди за колбасой помню, на общественный транспорт — знаю, а вот чтобы в галерею, на вернисаж — такого еще не бывало.

Хотя, нет... В далекие советские времена, когда в Киев привозили коллекцию Хамера или нетленки Глазунова, тоже образовывалась очередь. Так то когда было. С той поры вон как все изменилось. Исчезли очереди. Появились художественные галереи в изрядном количестве. Выставки открываются еженедельно. Правда, особого оживления в этой связи не наблюдается. Все больше — для узкого круга. И я поняла, чем примечательна эта очередь: не столько самим фактом своего существования, сколько тем, что в ней собрались те, кто творит искусство, и те, кто способен его оценить, и, самое главное, позволить себе приобрести. Как, в принципе, и должно быть на каждом вернисаже. Иначе такое явление, как арт-рынок, нормально существовать не может: галереи — полноценно работать, художники — безбедно жить, мы — получать свою долю прекрасного и наслаждаться этим прекрасным ежедневно, и не где-нибудь, а дома или в рабочем кабинете.

Впрочем, эта простая схема характерна для нормального арт-рынка. У нас же он, как и многое другое, с очень большими национальными особенностями. Когда нет спроса, то и предложения видоизменяются. Галереи, если им не удается заручиться спонсорской поддержкой, вынуждены выставлять далекий от совершенства «ходовой товар», художники конъюнктурничать, мы — лишаемся возможности видеть хорошее искусство. И потому когда в центре Киева открывается новая галерея, впечатляющая внушительными размерами, что редкость само по себе, и открывается, без боязни не угодить массовому вкусу, выставкой произведений авангардных художников со всей Украины — это событие. Даже если работы, как зачастую случается, и не будут куплены. Ну а уж если под крышей галереи еще и удается собрать потенциальных покупателей — это событие вдвойне. А еще и превратить вернисаж в настоящий праздник с живой музыкой, с лотереей, в которой разыгрывались произведения участников выставки, с официантами, подающими шампанское, оживленными беседами на просторном балконе — демократичный и по-светски сдержанный, богемный и чопорно-буржуазный одновременно (это кому какой предпочтительней)... Что и говорить — такое случается не каждый день.

А вот в минувшую среду случилось. Вчера мы уже сообщали, что по Владимирской, 46 открылась галерея под названием «Город N». Кстати, многие, наверное, припомнят, что галерея в этом здании существовала давно. Так почему новая? Потому, что контраст с той, прежней, разительный. Хотя в нынешней — работает прежний коллектив. А вот качество и уровень работ, сама атмосфера — совсем иные. Алексей Шевчук, Борис Егизарян, Александр Добродей, Анатолий Фурлет, Александр Рубан, Георгий Зайченко, Роман Решетов, Владислав Шеришевский, Игорь Романко, Николай Журавель, Сергей Савченко (на выставке представлены произведения двадцати художников)... Если эти имена вам пока еще ничего не говорят (хотя любителям изобразительного искусства — очень многое), то побывав в «Городе N» вы наверняка их запомните и, конечно, их работы — талантливые и разные — от завораживающе красивых до странных, но притягивающих, радостные и меланхоличные, выполненные в самых разнообразных техниках.

Почему же галерея поменяла лицо? Люди, которые имеют к появлению «Города N» самое прямое отношение, меня убеждали: это, можно сказать, случайность. Но мне-то кажется, что все вполне закономерно. Впрочем, судите сами.

Национальный резервный банк России планирует в сентябре открывать в Киеве свой филиал. Кстати, финансистам и предпринимателям об этом банке рассказывать нет нужды, но и широкой публике, если она о том и не подозревает, он хорошо известен. Именно благодаря ему мы в прошлом году наслаждались гастролями театра Петра Фоменко. Банк этот коллектив всячески опекает, выстроил для театра за три года здание в Москве. В общем, серьезная благотворительность ему не чужда, более того — свойственна. Но вот на художественные галереи, во всяком случае в российской столице, внимание банка никогда не распространялось.

— В жизни многие вещи происходят случайно. То, что мы всерьез и надолго хотим работать в Украине, где у нас много друзей, это не тайна, такое решение есть, — рассказал президент Национального резервного банка России Александр Лебедев. — Но то, что в здании, которое мы решили приобрести, оказалась галерея — случайность. Она была в неважном материальном состоянии. Но мы не могли себе позволить, чтобы ее не стало. Поэтому изначально решили — будем сохранять. Потом подумали — надо развивать. А когда познакомились с художниками, увидели их работы (открыв их для себя, я просто потрясен) поняли, что это абсолютно правильное дело — создать в столице Украины еще одну хорошую галерею. Я всегда знал, что Киев один из самых культурных городов Европы (знакомство с произведениями украинских художников — лишнее тому подтверждение), но даже я был приятно удивлен таким внимание киевской публики к вернисажу. Если мы сумели доставить радость — это замечательно.

Меня спрашивают, если предприниматели занимаются галереей современного искусства — это что, тактика и стратегия по увеличению нормы прибыли или все-таки свидетельство наличия эстетического вкуса? Я надеюсь, увидев выставленные работы, сомневающиеся признают, что это, скорее, вкус, чем что-либо иное. Никакой прибавочной стоимости никто не ищет. Если галерея когда-нибудь будет окупаться — хорошо. Но безусловно, это не тот способ, которым зарабатывают деньги.

Постсоветский период тяжелый для нас всех. Мы никакого конкретного блага от денег не видели. А какое оно может быть? Как раз проявляясь в благотворительности, в развитии культуры и искусства. Надеюсь, что такого рода сотрудничество между художниками, музыкантами, артистами и банками станет в ближайшие годы новым символом нынешней эпохи, когда деньги будут находить с точки зрения морали и нравственности правильное применение.

Я слушала Александра Евгеньевича без малейшего желания возражать. Зачем? Все верно. Побольше бы таких речей, к тому же подкрепленных делами, что существенно, звучало из уст банкиров. А украинские это банкиры или иностранные мне, что, наверное, страшно не патриотично, на самом деле не так уж важно. Мы так часто пугаем самих себя и окружающих всякого рода ужасами, которые нам грозят от иностранных инвестиций, так боимся духовной экспансии, которая якобы надвигается на нас то с Запада, то с Востока, что все силы уходят на переживания. На конкретную работу, на созидание, на хоть какое-нибудь действие их уже не остается. Все растрачены на слова о патриотизме, о независимости, о любви к родине. На саму любовь, желательно — деятельную, нас не хватает. Так вот, если речь идет о такого рода «экспансии», то я — за.

Но вернемся к галерее. Рассказ о ней был бы неполным без упоминания еще двух действующих лиц — двух Наталий — Андреевой и Сигляр. Они были сотрудницами той, предыдущей галереи, хотя и тяготились — отсутствием самостоятельности и права отбора картин, направленностью галереи исключительно на коммерцию. Когда представитель Национального резервного банка России в Украине Вячеслав Юткин познакомился с ними, то настоял, чтобы они остались и взялись за создание новой галереи. Они согласились при условии полной свободы, которая им и была предоставлена. А еще, естественно, финансирование. Натальи ездили по областям, встречались с художниками, отбирали работы и, уверен Вячеслав Михайлович, справились прекрасно. Сегодня они — содиректоры галереи «Город N», жизнь в которой и в будущем обещает быть очень оживленной. Ведь для этого надо так в сущности немного: свобода, деньги, а в талантах, слава Богу, у нас дефицита пока еще нет.

И не одним только художникам банк дает возможность ими блеснуть. В сентябре, в этом же здании, планируется открытие киноконцертного зала (максимум на 800, минимум на 600 мест), оборудованного по последнему слову техники (Вячеслав Юткин надеется и, похоже, не без оснований, что это будет один из лучших кинозалов в Киеве), а еще — концертного кафе и, конечно, собственно банка, который станет этакой экономической подпоркой для всех этих культурных заведений.

* * *

Вернисаж подходил к концу. Публика постепенно расходилась. Мы ходили по пустеющим залам галереи с Алексеем Шевчуком (в «Город N» выставлены его романтические живописные картины, прелестные скульптурные работы — каждая со своим характером и нравом, и нетрадиционная мебель, от которой взгляд нельзя оторвать). Обсуждали выставку, удивлялись количеству гостей. Любое внимание к художнику, пусть даже эпизодическое, на пользу всем — значит, общество здоровеет, считает Алексей. Хотя, признает, художникам сегодня живется непросто — все та же злополучная проблема продаж. Правда, некая динамика есть. Появляется богатый класс, у которого есть потребность в произведениях искусства. «Вы посмотрите, какие роскошные дома сейчас строятся, — говорил Алексей, архитектор по образованию, и, понятно, что эта тема ему особенно близка. — Они требуют крепкого дизайна и крепкой живописи. Это как раз то, что выставлено здесь. Сегодня (правда, в мое отсутствие) некий магнат смотрел мои работы и каталог: у него в новом доме, в одной стене заложено двенадцать ниш под скульптуры. Вот он и интересовался. Значит, востребованностью в нас, как авторах, все-таки появляется. Хотя, конечно, это все происходит на фоне снижения общего уровня жизни. Средний человек живопись не покупает — ему не до этого. Это больно. Но мы все равно должны работать...» И Алексей посмотрел на меня вопросительно. Мне опять не хотелось возражать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать