Конституционный марафон: кто выносливее?
Президентские законопроекты, предусматривающие внесение изменений в Конституцию по итогам референдума, были направлены вчера в Верховную Раду. Они предусматривают законодательное закрепление трех вопросов поддержанных на референдуме 16 апреля, кроме вопроса о двухпалатном парламенте. По общему мнению, этот вопрос является самым сложным и требует долгой и тщательной предварительной работы.
Между тем, ситуация с результатами референдума, предложенными для обсуждения парламентариям, тоже не вполне проста и однозначна. Прежде всего, это касается формулировки этих вопросов и, следовательно, возможности разного толкования положений, содержащихся в них. К примеру, самый «проходной» из всех вопросов — об ограничении неприкосновенности может быть рассмотрен парламентариями «узко» — как ограничение неприкосновенности только депутатского корпуса или «широко» — распространение этого правила на 7000 госслужащих, включая судей всех уровней и Президента. Что касается вопроса об ограничении численности парламентариев, то здесь тоже не совсем понятно — 300 человек должно быть в двух палатах или только в одной? Не исключено, что в период обсуждения некоторые депутаты будут стараться связать вопрос о численности депутатского корпуса с вопросом о введении двухпалатного парламента.
Наиболее сложным, пожалуй, представляется утверждение вопроса о дополнительных возможностях для Президента распускать парламент. По мнению многих депутатов, сама формулировка «постоянно действующее парламентское большинство» является достаточно неопределенной в правовом отношении. В частности, Александр ЛАВРИНОВИЧ отметил «Дню», что в нынешнем виде формулировка понятия большинства «вряд ли может претендовать на конституционный текст». Понятие «парламентского большинства» должно быть четко определено в отдельном законе о деятельности парламентского большинства либо в законе об оппозиции, либо в законе о статусе народного депутата или же выписано в законе о регламенте, подчеркнул первый вице-спикер Виктор МЕДВЕДЧУК (Интерфакс-Украина).
Между тем, вынесение только трех вопросов означает, что депутаты будут вынуждены уже в ближайшее время рассматривать возможность внесения изменений в Конституцию, в то время как сама структура будущего парламента остается неопределенной. Другими словами, без привязки к структуре будущего парламента все вопросы, предлагаемые Президентом для обсуждения депутатам, являются весьма неоднозначными. «При нормальном, в целом, восприятии изменений к Конституции, предложенных Президентом, в парламенте начнется достаточно серьезная дискуссия, связанная с содержанием поправок к трем статьям Основного Закона. Депутаты будут вносить поправки к отдельным пунктам законопроектов, предложенных Президентом», — предположил «Дню» директор Института политики Николай ТОМЕНКО .
Вместе с тем вполне возможно, что уже в ближайшие недели наряду с законопроектами Президента в парламент будут внесены и альтернативные законопроекты, подготовленные группами депутатов. Эта возможность предусмотрена статьей 154 Конституции. Как известно, эти законопроекты уже разрабатываются. Народный депутат Дмитрий ТАБАЧНИК в интервью корреспонденту «Дня» заметил, что «парламент не будет иметь ни моральной возможности, ни права совершенно отказаться от полномасштабного внесения изменений в Конституцию». Но коллизия здесь заключается в том, что законодательное закрепление итогов референдума еще не означает напрямую резкого нарушения баланса полномочий между Президентом и парламентом в ущерб последнему. С одной стороны, парламент в соответствии с решением КС не обязан принимать положительного решения по вопросам, утвержденным на референдуме. С другой — внесение альтернативных президентским предложениям законопроектов даст возможность депутатам поддержать тот вариант, который им кажется наиболее приемлемым. И если Президент предложит утвердить дополнительные возможности для роспуска ВР, а депутаты — дать возможность парламенту формировать правительство, давать согласие на отставку премьера, Генпрокурора и т.д., то пожалуй, что депутаты могут избрать второй вариант. То есть парламентарии вполне могут настаивать на внесении таких поправок, которые позволят сохранить существующий status-quo. Как минимум. Другое дело, насколько им удастся это сделать.
Член парламентской фракции коммунистов Георгий КРЮЧКОВ в интервью корреспонденту «Дня» отметил, что «все поправки, предложенные Президентом, не будут приняты, так как по крайней мере у 150 человек хватит решимости, чтобы выступить против». Хотя, по мнению Владимира ГРАГОВСКОГО (Агентство гуманитарных технологий), «депутаты вряд ли будут выступать напрямую против предложений Президента. Скорее всего, они будут по возможности оттягивать принятие окончательного решения — ведь все фракции большинства постоянно заявляют о том, что они поддерживают Президента, его программу — поэтому они просто не могут поступать иначе».
Таким образом, подача Президентом соответствующих законопроектов в парламент станет, по всей видимости, лишь началом длительного и сложного «конституционного марафона». Теперь остается подождать пару недель, когда на беговую дорожку после праздников выйдут посвежевшие и настроенные на ударную законотворческую деятельность депутаты и после многозначительных кулуарных обсуждений, прогнозов, опасений, намерений etc. наконец выступят в зале заседаний парламента.
Выпуск газеты №:
№75, (2000)Section
День Украины