Украина сделала шаг вперед
Чем ответит международное сообщество?В среду на Чернобыльской АЭС и в г. Славутич завершилась ассамблея Чернобыльского фонда «Укрытие», в которой приняли участие делегации стран-доноров, финансирующих работы на площадке ЧАЭС. В тот же день правительство Украины приняло постановление «О досрочном прекращении эксплуатации энергоблока № 3 и окончательном закрытии ЧАЭС». Предприняв этот серьезный шаг в выполнении Меморандума о взаимопонимании между Украиной и странами «большой семерки» о закрытии ЧАЭС, правительство Украины надеялось на ответ со стороны международного сообщества.
«Сейчас для Украины важно получить максимально конкретную информацию, на какую поддержку можно рассчитывать, а в каких направлениях мы должны полагаться только на собственные силы», — сказала, выступая перед участниками ассамблеи, вице- премьер-министр Юлия Тимошенко. Но их мнения по этому поводу разделились. «Мы приветствуем решение правительства Украины, потому что оно усиливает взаимоотношения доверия между сторонами Меморандума. Однако сперва мы хотели бы увидеть документ и иметь возможность его изучить», — считает руководитель «большой семерки» по ядерной безопасности Юкиа Амано (Япония). «Украина пока не выполнила ряд условий ЕБРР по предоставлению кредита на строительство компенсирующих мощностей, необходимых для закрытия ЧАЭС», — заявил вице-президент банка Иоахим Янке. К тому же он напомнил о заявлении первого вице-президента ЕБРР Чарльза Франка об «отсутствии прямой связи между закрытием ЧАЭС и финансированием Западом достройки блоков РАЭС и ХАЭС».
Украина ответила довольно резкими заявлениями. Так, первый заместитель министра топлива и энергетики Виталий Гайдук напомнил донорам: «Расчеты экспертов подтверждают, что 3-й блок может безопасно эксплуатироваться до 2004 года и за это время может выработать электроэнергии на $1,3 млрд.»
Возникает вопрос: а действительно ли постановление — это последняя точка в деле «Закрытие ЧАЭС»? «Принятое решение, по моему мнению, совсем не такое однозначное, как кажется: не названы конкретная дата и условия. В документе остается предмет для разговора относительно выполнения», — сказал «Дню» генеральный директор ЧАЭС Виталий Толстоногов.
Выпуск газеты №:
№57, (2000)Section
Панорама «Дня»