Чтобы возродить украинское кино, надо уметь защищать его права — считает Борис Савченко
В Киеве зарегистрировано Общество по коллективному управлению авторскими правами в аудиовизуальной сфере. Называется оно «Гильдия кинорежиссеров 24/1» . Цель его — в наведении правового порядка на аудио-, кино- и телерынке. Кинорежиссер Борис Савченко, шесть лет занимавшийся созданием гильдии, на примере собственных фильмов столкнулся с полной правовой незащищенностью сценаристов, режиссеров и других соавторов фильма перед теми, кто по своему усмотрению, часто совершенно задаром, использует их кинопродукт. Он рассказывает, что его фильм, еще не выпущенный в прокат и не показанный по телевидению, Богдан Ступка увидел в Нью-Йорке на раскладке видеокассет. При такой незащищенности кинопроизводителей от пиратства ни один инвестор, естественно, вкладывать деньги в украинское кино не станет. И единственный путь борьбы — создать правовую среду, в которую входят как Закон об охране авторских и смежных прав, так и структуры, отслеживающие нарушения этих прав и защищающие аудио- и кинопроизводителей. Таким коллективным обществом, объединяющим режиссеров, сценаристов и композиторов фильмов, и должна стать «Гильдия киноактеров 24/1». Предполагается, что она будет обладать банком данных по всем произведенным членами Гильдии лентам, проверять законность продаж кинокартин и лицензий на их демонстрацию по ТВ, а также, в случае пиратских показов, ставить вопрос о привлечении виновных к ответственности. Основные нарушения авторских прав приходятся на видеопиратов, выбросивших на рынок незаконные копии лучших украинских фильмов, и на телевидение, где некоторые региональные телекомпании снова стали крутить их без лицензий.
Особые сложности в юридической поддержке украинских кинопроизводителей на международном уровне, ведь одна из не очень заметных, но зато из самых главных проблем украинского кинематографа — отсутствие сильного международного маркетинга. Сейчас гильдия ведет переговоры с Международной ассоциацией обществ по защите авторских прав, чтобы привести и украинское законодательство, и юридические документы в соответствие с мировыми требованиями. Много нерешенных вопросов и с Российским агентством по авторским и смежным правам, поскольку большинство фильмов, снятых в Украине в советские времена, хранится в России. К защите прав «гильдийцев» будут привлечены юристы, имеющие опыт работы в сфере международного «копирайта». Борис Савченко рассказывает, что уже вел переговоры с министром культуры Богданом Ступкой о том, чтобы представитель Гильдии кинорежиссеров входил в оргкомитет по созданию будущего общенационального телеканала культуры. (Создание такого канала входит в список первых десяти неотложных мер, которые собирается предложить новый министр для того, чтобы изменить ситуацию в украинской культуре, и, в частности в кинопроизводстве. Например, дебатируется вопрос о том, что этот «Канал культуры» может иметь эксклюзивное право на показ украинских фильмов, созданных за государственный счет.)
Гильдия намерена добиваться того, чтобы профессионалы-киношники входили и в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания и таким образом влияли на кинопоказ в украинском эфире.
Выпуск газеты №:
№42, (2000)Section
Медиа