Перейти к основному содержанию

Клоун жив и не сдается!

01 марта, 00:00
Каждый день, чаще в плохую, чем в хорошую нынешнюю погоду, он стоит на тротуаре возле кафе и жонглирует мячами и шляпой.

Настоящий клоун-эксцентрик с большим красным носом, в цирковом костюме — на асфальте улицы (Олеся Гончара, 77). Стоит возле входа в кафе «Шапито» с непрозрачной темной витриной и соседней печальной вывеской неизбежного учреждения «Скорбота».

Фигура работающего и, безусловно, завлекающего в кафе жонглера мне не казалась здесь веселой и уместной. Пока я с ним не познакомился. Рекомендую — Олег Павлович Ловыгин. Артист цирка широкого профиля — жонглер, акробат-эксцентрик.

Закончил Московское цирковое училище у замечательного педагога, племянника знаменитого революционера — одноименно — Николая Эрнестовича Баумана. Завершал карьеру в спектакле Юрия Владимировича Никулина «Осторожно, клоун». Объездил весь Союз от Риги до Кушки, побывал с гастролями в 274 городах (в некоторых — по несколько раз). Три года как на пенсии. Пенсия циркачам дается за 20 лет работы. Заслуженно: Олег Павлович имеет травмы головы, повреждения. Однако сейчас — здоров и работоспособен. Бодр. Но в ранней пенсии (43 года) — новая неприятность.

— В последние годы, — говорит Олег Ловыгин, — работая в Госцирке, уже не могли прокормиться. Коммерческие цирки платят больше, но в них много аферистов — обманывают, «кидают» артистов. А в Госцирке на пенсии я уже не могу работать по своей специальности. Это закон. Не имею права. Чушь, конечно. Но что делать и как жить?

— У вас семья...

— Да, цирковая. Жена — воздушная гимнастка, сын сейчас учится в Киевском цирковом училище, способный жонглер... С семи месяцев с нами работал и репетировал. Я подержу на руках — жена работает. Потом я выступаю — жена нянчит. А сейчас здесь втроем работаем.

— Как же вы пришли на эту улицу, к этому «Шапито»?

— Хозяин кафе — добрый и дельный человек. Позвал, чтобы мы развлекали взрослых посетителей, а теперь, главным образом, — их детишек. Мы, циркачи, устраиваем кафе, а кафе — нас. Взаимоприемлемо.

— И как же реагируют взрослые и дети на клоуна на улице?

— Дети? Тянут мам и пап ко мне через дорогу. Стали устраивать у нас представления, веселые дни рождений, утренники. Потянулись родители с детьми.

В кафе все это происходит зимой. А через подъезд во внутреннем дворике — летняя цирковая площадка. Здесь и забавные декорации, и цирковые качели, и трапеции развешиваются. Для детей и для артистов.

— И что же в программе?

— Семьей работаем (втроем). Есть у нас гимнастка воздушная, акробаты-эксцентрики, дрессировщик с медведем и питоном. Тянем на два часа. С интересом и успехом.

— Но для этого вам надо каждый день часами стоять на улице и жонглировать. Легко ли?..

— Добровольная инициатива. Поддерживаю форму: работают руки, спина. Репетирую. Чем больше стою, чем больше зазову — тем лучше и для кафе «Шапито», и для нас. И для детишек.

— Значит, репетиции идут, спектакли продолжаются. Значит, хотя и на пенсии, не сдаетесь?..

— Ни в коем случае! И цирк, и жизнь продолжаются!

... Неужели реклама получилась? Как сказать. А если, глядя на неунывающего клоуна, мне захотелось приободрить не только его? А, может быть, и себя?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать