Владимир БРОННИКОВ: Ситуация на энергорынке должна быть прозрачной для налогоплательщиков
В тот же день на годовом собрании Украинского ядерного общества выступил бывший директор Запорожской АЭС, исполняющий обязанности президента общества Владимир Бронников. Он отметил, что уже девять лет в Украине нет профессионального государственного управления атомной энергетикой. По его словам, к управлению топливно- энергетическим комплексом в правительстве пришли люди, не знающие, что такое серьезно организованная атомная отрасль и как она должна регулироваться. Занимаясь только сиюминутными вопросами, считает В.Бронников, мы создаем большие проблемы в функционировании «всей атомной инженерии», тогда как «Украине атомная электроэнергия нужна, как хлеб».
Собрание избрало Владимира Бронникова президентом УЯО, академика Виктора Барьяхтара и Михаила Уманца — вице-президентами.
Корреспондент «Дня» взял интервью у новоизбранного руководителя этой авторитетной организации, объединяющей ученых и атомщиков-практиков нашей страны.
— Как вы оцениваете работу НАЭК «Энергоатом»?
— У «Энергоатома» большие проблемы. Те цели, которые декларировались руководством компании при ее создании, а также всеми последующими ее руководителями, не реализованы. Среди причин есть и объективные: эти люди почувствовали на себе прессинг разнонаправленных, в том числе и клановых интересов. Отчасти их неудача объясняется также неготовностью к этой роли, невидением ими путей организации атомной энергетики, создававшейся для потребностей другого государства — СССР.
— Какой вам видится новая концепция «Энергоатома», ведь Ядерное общество не может и не должно стоять в стороне от решения этой проблемы?
— Компания должна сосредоточиться на формировании и обеспечении выполнения государственной программы поддержки и развития атомной энергетики. В государстве нужно создать специализированную инфраструктуру — инжиниринговые, ремонтные, машиностроительные и электромашиностроительные предприятия, научные и проектные организации, учебные заведения. Только после этого можно будет намечать развитие.
Атомными станциями нужно управлять через экономику, оставив им полную, как говорят юристы, канализованную ответственность за безопасность их эксплуатации в течение всего срока работы АЭС и за производство электроэнергии. По сути, я имею в виду холдинговую систему.
— То есть, вы за то, чтобы возвратить АЭС полную финансовую самостоятельность?
— Нет. НАЭК должна по поручению государства играть роль профессионального собственника АЭС, маневрируя их прибылью, расходами будущего периода, расходами на вывод определенных объектов из эксплуатации, затратами на страхование международных и внутренних рисков от использования атомной энергии. То есть, речь не идет о том, чтобы АЭС ушли из «Энергоатома».
— А где выход из финансового тупика, в который попал «Энергоатом»?
— Достоверной информации по этому поводу нет. Компания должна бы представить общественности доказательства, что ее финансово-экономическая деятельность ведется оптимально. Нужно сделать публичной и ситуацию на энергорынке. Мы должны показать обществу, налогоплательщику, что реализация электроэнергии происходит по оптимальной методике и соответствует украинскому законодательству (сейчас не соответствует). В стране идет борьба с облэнерго, которым мы предварительно создали слишком уж хорошие условия. Они не покупают электроэнергию, а лишь продают.
При этом распоряжаются ею как собственностью. Им дают — берите, ребята — как же не воспользоваться. Процесс продажи электроэнергии находится за пределами законодательного поля, регулирующего гражданскую деятельность. Вернуть его туда — первая задача. Кроме того, эту ситуацию нужно сделать максимально публичной. И тогда станет ясно: насколько эффективно «рулит» НАЭК атомной энергетикой, эффективно ли и по направлению ли использует он средства. Это позволит также определиться, какую цену можно будет дать ему за электроэнергию. Не будем забывать, это ведь еще государственная компания, для которой на первом месте должна быть надежность финансовых потоков. Расходы будущих периодов НАЭК должны быть аккумулированы в достаточно ликвидных активах. И тогда мы избежим проблем завтрашнего дня в атомной энергетике. Сегодня все это пока не ясно, скрыто. А то, что печатают газеты — это, извините, непрофессиональный анализ, существенно подпорченный эмоциями. Задача правительства и Минтопэнерго — ситуацию вскрыть и профессионально проанализировать, убедить общественное мнение, профсоюзы, что управление отраслью ведется оптимально и профессионально. Получится ли? Методы управления публичными компаниями в мире известны и отработаны. Их нужно использовать, велосипеда тут изобретать не нужно.
— Как и за что вас освободили с должности директора Запорожской АЭС?
— Три с половиной года тому назад Павел Иванович Лазаренко порекомендовал мне оставить этот пост. Накануне я ему достаточно популярно (насколько он мог ориентироваться) предсказал ту ситуацию, к которой придет атомная энергетика, если будет «ручное», а не публичное управление. Ведь атомная энергетика — это чрезвычайно сложный и опасный комплекс, требующий квалифицированного подхода. Может быть, он счел мои суждения недостаточно вежливыми? Во всяком случае они ему не понравились, и он сказал: нам с тобой не по пути.
— Как вы относитесь к известным предложениям запорожского губернатора Владимира Куратченко о выведении Запорожской АЭС из состава НАЭК?
— Вопрос ставится несколько иначе. Администрация области требует предоставить этой станции статус юридического лица, чтобы область знала, что это предприятие действует полностью ответственно — платит налоги, осуществляет экологическую политику. Область хочет быть уверена в том, что у нее не будет проблем с этим промышленным объектом. И в этом плане я ее полностью поддерживаю. Любой субъект хозяйствования в регионе должен быть прозрачен для ее администрации и ответственен перед населением, а тем более — атомная электростанция.
Выпуск газеты №:
№25, (2000)Section
Подробности