Перейти к основному содержанию

Где все- таки предел свободы слова?

04 февраля, 00:00

А недавнее событие в Нью- Йорке подтвердило, что конкретного ответа найти почти невозможно, истина на лезвии бритвы. Но тем не менее ответ на этот вопрос ищет и простой люд — а в этом и состоит гвоздь американской демократии.

Около двух месяцев назад Бруклинский музей искусств (Нью-Йорк) задумал очередное мероприятие — передвижную выставку из частной коллекции английского миллионера Чарльза Саати. Она представляет собой собрание произведений искусства молодых британских мастеров современного искусства. Выставку назвали «Сенсацией!» — и она действительно такой стала, наделав много шуму на всю Америку. В основном благодаря протесту против содержания, вернее, отсутствия такового в большинстве из представленных произведений (конечно же, на взгляд одной части публики). Главной причиной для публичных протестов со дня открытия вплоть до закрытия в первой декаде января послужила картина Криса Офила «Святая дева Мария». Она представляет собой карикатурное изображение чернокожей женщины с куском слонового навоза на месте одной груди. Поводом для возмущения служили и другие т.н. произведения «искусства»: разрезанная пополам корова в аквариумах с формальдегидом, скульптурный портрет головы художника, изготовленный из его же крови, пластиковые фигуры детей с половыми органами вместо носов и ртов и т.д. в таком же духе.

Первыми вышли с протестами на демонстрацию христиане: видано ли такое святотатство по отношению к деве Марии! Далее подключились городские власти в лице самого мэра Нью-Йорка Джулиани, суд, масс-медиа. В иске города к музею была указана формальная причина: несоблюдение арендного договора с угрозой лишить дотации музея. Встречный иск музея к городу обвинял власти в нарушении первой поправки к Конституции, т.е. нарушение свободы слова, творчества. Разгулялась пресса в своих комментариях. Большинство комментаторов возмущалось этим «высоким искусством». Так один из знатоков творчества Чехова назвал «Сенсацию» «Творчеством пациентов палаты №6». Другой из лагеря защитников разъяснял консервативным зрителям и образователям: это, мол, идея дзен-буддизма вырвать вас из жизни-сна в жизнь-реальность, заставить искать правду. В распиленных коровах и поросенке есть идея: встряхнуть людей, показать реальность.

Но пока горели страсти и происходили судебные заседания, выставку все-таки посетили 180 тыс. человек, пройдя сквозь строй протестантов. Считается, что это неуспех, ведь предыдущую выставку Клода Мане смотрело 250 тыс. человек. Музей оказался в накладе. В день закрытия выставки в громкоговорителях протестующих звучало: «Арнольд Лемон (директор музея. — Ред. ), ты еще расплатишься за свои действия». Согласно прогнозам комментаторов, это скорее всего и будет последним мероприятием директора. Так народ вносит свою лепту в поиски ответа на вопрос: где же предел свободы?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать