Космополит — это все еще ругательство?
Мое мнение не совпадает с основной направленностью «Дня» и поэтому вряд ли будет опубликовано. По своим убеждениям я социал-демократ и космополит, считающий национализм основной бедой народов мира. Почти все военные конфликты в мире происходят на национальной или религиозной почве. Нравственные нормы общечеловечны и никак не национальны.
Следует детально разобраться и признать, что менталитет народов, живущих в западных областях Украины, резко отличается от менталитета украинцев остальной части страны. Надо понять, что это не вина и не беда тех или иных, а просто так сложились исторические обстоятельства, что люди почти 400 лет жили как бы в разных мирах, а теперь, объединившись, не всегда понимают друг друга. Присоединив к СССР Западную Украину, сталинский режим, естественно, начал устанавливать там не какой-то автономный, а общесоюзный порядок, основанный на насильственной коллективизации, диктатуре ВКП(б) и фактической власти кровавого НКВД. На сопротивление жителей, привыкших к относительной демократии польского образца, режим ответил такими же репрессиями, какие он осуществлял по отношению ко всем народам СССР, начиная с 1917-го года. Хочу попутно заметить, что этот террор творился в основном не руками пришлых «москалей», а при помощи своих же братьев-украинцев. Партийная власть вела себя в Западной Украине столь же беспардонно, как и в остальной части СССР, а может, еще беспардоннее. Например, в Ивано- Франковске (тогда Станислав) трехэтажный особняк миллионера Маргошеца заняли три секретаря обкома — каждому по этажу, и у жителей города вызывала тогда недоумение такая фактическая трактовка принципа социалистической социальной справедливости. Все пережитое людьми в Западной Украине было пережито и частично подзабыто народами всей страны, а поэтому «западян» не всегда понимали люди, сжившиеся с существующими условиями и ставшие патриотами своей страны под названием СССР. Чтобы сейчас ни говорили об угнетении в СССР именно украинцев за принадлежность к украинской нации, я знаю, что это неправда, я знаю, что все считали, и сам я сейчас считаю русских, белорусов и украинцев единым народом, пережившим огромные несчастья, начиная с татарского нашествия и кончая сталинизмом. Несчастье сближает людей, и это я познал в лагерях Воркуты, где были тысячи украинских, русских, белорусских, узбекских девчат и ребят с номерами каторжан на лбах, спинах и бедрах. Никто не называл другого чуркой, москалем или салом, а перед девочкой Ирой из Ровенщины по фамилии Сенюк (а по псевдо — Полтавка из УПА) я уже 50 лет думаю, как бы покаяться. Ее, видимо, нет в живых, потому что все мои запросы ничего не дали. Но у меня осталась слабая надежда на то, что вдруг кто-то прочитает «День» и через редакцию отзовется. Я и сегодня считаю верными слова А.Мороза о том, что, кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца... Я по-прежнему считаю, что при сохранении союза трех славянских государств на основе воли народов удалось бы сберечь и приумножить ростки демократии, появившееся в конце 80-х годов. Сообща мы решили бы многое и не дали бы разрастись сорнякам недоверия, отчужденности, ненависти, которые культивируют власть имущие ради достижения своих амбициозных корыстных планов.
Народы левобережной Украины без малого 400 лет жили в одной стране с иными народами, большинство разговаривало по-русски, зная, что русский язык дает большие возможности для продолжения образования или карьеры в любой части СССР. Языковый вопрос должен решаться не путем ломки через колено, а в результате опроса заинтересованных, с тем, чтобы каждый мог пользоваться тем языком и учиться на том языке, какой ему больше нравится. В заключение я хочу сказать, что высшей ценностью для меня остается демократия, и народ надо сплачивать вокруг этой идеи.
Дмитрий ПРОХОРОВИЧ, инженер Выпуск газеты №: Section
Сумы