«Украинский народ выживет, а Украина будет передовым государством мира!»,
— так уверенно сказалa председатель Провода ОУН и Конгресса украинских националистов Слава Стецько— С ранних лет вы начали заниматься подпольной деятельностью.
— Я — дочь подольского села Романовка Тернопольской области. На моих родителей говорили, что они кулаки. Но они много работали и не хотели, чтобы их дети были голодными или раздетыми. Таких людей тогда «величали» кулаками. С самого юного возраста я и моя младшая сестра были связаны с национальной борьбой. В гимназии, а она была польской, нас не учили украинскому языку, литературе, истории. И потому мы собирались группами, где нас воспитывали в национальном духе. Я была свидетелем того, как представители охранных органов, целые отряды избивали и убивали ни в чем не повинных людей, сжигали села. Моего отца избили так, что отбили почки, он очень страдал, а потом и умер.
— 15 октября — день скорби по поводу смерти Степана Бандеры. Именно в этот день в 1959 году он был подло убит. В Германию съедутся представители всех диаспор, чтобы вместе склонить головы в память о нем.
— После войны мы, украинцы, проживая за границей, были в страшном напряжении, поскольку от большевиков можно было ожидать даже физического уничтожения. Но для диаспоры известие об убийстве Степана Бандеры было страшным ударом. Мы требовали расследования, чтобы выяснить причину его смерти. И после проверки оказалось, что в его желудке имеется цианистый калий. Как туда он проник, никто не мог ответить. Истина прояснилась только в суде, когда убийца — Богдан Сташинский — перешел к американцам и рассказал, как все было.
Когда Степана Бандеры не было дома, Сташинский тайком испортил замок на входных дверях. Придя домой, Степан не смог повернуть ключ и тогда этот бандит предложил свою помощь. И когда Бандера хотел поблагодарить, негодяй выстрелил ему в рот из пистолета, заряженного пулями с цианистым калием. Это было новое страшное оружие. Наверное, большевики надеялись, что когда будет убит наш лидер Степан Бандера, то это вызовет разочарование, и народ будет растерян. Но мы еще больше сплотились и прилагали все усилия, чтобы украинская нация стала свободной. Бандера был организационным и идейным лидером революции, он оставил нам богатое творческое наследие, которое имеет большое значение для строительства национальной Украинской независимой державы, где полноправным хозяином будет украинский народ.
— Пани Слава, когда вы произносите имя политического лидера, соратника, друга и мужа Ярослава Стецько, то ваши глаза излучают особое тепло.
— Я училась во Львове и все свое время без остатка отдавала учебе и подпольной работе. У меня просто не было времени на личные дела. И вот когда мне исполнилось 24 года, то на конспиративной встрече в кафе я познакомилась с Ярославом Стецько. Это был очень красивый мужчина, я впервые влюбилась и впервые поняла, что я женщина. Немногим позже его, тяжело раненого, положили в госпиталь в Штенгофе (Чехия), который находился под контролем коммунистических властей. Я организовала мобильную группу, мы его похитили и нелегально вывезли в Мюнхен. По дороге, когда он приходил в сознание, то несколько раз назвал меня Славой. Мне это понравилось, и я стала себя называть Славой, хотя мое настоящее имя Анна. Потом мы вступили в брак.
Наша совместная жизнь была наполнена светом и радостью, очень гармонично и тесно переплеталась с нашей работой. После войны создали Антибольшевистский блок народов (АБН). Ярослав Стецько его возглавил, а я редактировала журнал АБН и занималась организационной работой. В 1960 году Ярослав был избран президентом Всемирной антикоммунистической лиги. Он всю свою жизнь жил для Украины. Даже тогда, в 1986 году, когда он был тяжело болен, а немецкое радио передавало сведения о Чернобыльской трагедии, то он, собрав последние силы, писал письма президенту Америки, премьер-министру Англии с просьбой о помощи Украине. Москва говорила о том, что никакая помощь не нужна, что все в порядке. Но мы знали, что это было ложью.
— Как известно, Конгресс украинских националистов поддерживает одного из кандидатов в президенты — Евгения Марчука.
— Мы бы хотели, чтобы будущий президент был христианином, был человеком от Бога. В дальнейшем президент должен заботиться о том, чтобы украинский язык был государственным языком, чего сейчас пока нельзя сказать. Парламент почти весь говорит на русском языке, и трудно представить, чтобы народные депутаты были столь мало интеллигентны, чтобы не смогли выучить государственной язык. Знание языков является признаком культуры человека.
Хотя церковь в Украине и отделена от государства, но президент должен сделать все нужное, чтобы все церкви объединились в единую Украинскую христианскую церковь. Многие партии договорились между собой поддерживать такого кандидата в президенты, который будет иметь наибольшую поддержку в народе. Ну, и так сложилось, что именно Евгений Марчук имеет большую поддержку других партий и организаций. Поэтому Конгресс украинских националистов после того, как Иван Билас (которого КУН выдвинул кандидатом в президенты) снял свою кандидатуру и поддержал Евгения Марчука.
Выпуск газеты №:
№192, (1999)Section
История и Я