Перейти к основному содержанию

Рух будет поддерживать на деле левого кандидата Кучму

И выступать против мифического «красного реванша»
15 сентября, 00:00

Как многолетний участник национально-демократического движения на Черкасщине, хотел бы поделиться опытом и своими соображениями по поводу ситуации в НРУ.

Я пришел в Рух из Демократической партии, членом которой был с 1990 года. Я считал, что должен усилить НРУ как единственную политическую силу национал-демократического толка, преодолевшую 4-процентный барьер на парламентских выборах в 1998 году. То, что Рух был очень зацентрализованной организацией, для меня не было неожиданностью.

Во главе Руха в областных организациях на то время уже были профессиональные партийные функционеры. Текущая работа требовала от председателя партии Вячеслава Чорновила аккумулирования значительных средств. Финансирование партий очень сложная задача. Можно сказать — ахиллесова пята. Внимательно отслеживая изменения в идейных убеждениях самого Вячеслава Максимовича, я сделал вывод, что перед ним в последние 2—3 года стояла дилемма: или жертвуя политическими убеждениями сохранить централизованную структуру НРУ, требовавшую значительных средств на свое содержание и которые из-за непонимания государством и бизнес-элитой было доставать все труднее, или потерять вертикаль власти в Рухе, предложив партии либеральный сценарий развития. Склоняясь больше к первому пути, В.М. пошел на значительное сближение с Президентом Кучмой.

Понятно, что самые мощные организации НРУ, такие как Львовская, в которых насчитывались десятки тысяч членов, стали протестовать против методов руководства, где «верхи» давили «низы». Предложив демократические изменения к уставу, львовяне надеялись на поддержку других областных организаций. Но обязательная процедура обсуждения изменений в устав руховской «вертикали» была невыгодна и, по сути, провалена ею.

Дальше — больше, значительная часть парламентской фракции НРУ стала добиваться отстранения г. Чорновила от поста председателя партии. Руховские «низы» надеялись, что такие действия направлены на демократизацию НРУ, тон в которой задали львовяне, и поддержали Рух во главе с Ю.Костенко. Параллельно с этими событиями происходило выдвижение кандидата от НРУ на пост президента. Вячеслав Максимович Чорновил, наверное, по причинам, которые я привел выше, стремился выдвинуть пропрезидентскую кандидатуру Геннадия Удовенко. Рух как мощная правоцентристская партия выдвигает кандидатуру, которая уступит во втором туре Л.Кучме в борьбе против «красного реванша». Такой сценарий не устраивает значительную часть руховских низов, осознающих всю левизну политики Л.Кучмы, которая, что очевидно, приведет к потере государственности. Дальнейшее развитие событий в Украине вокруг выборов президента показало, что та часть Руха, которая поддерживала идеи демократических изменений в уставе и не поддерживала действующего Президента, ошиблась.

Поддерживая Рух во главе с Ю.Костенко, мы надеялись возвратиться к идее изменений в руховском уставе. Раньше за поддержку Ю.Костенко меня исключили из Руха — по сути, за... инакомыслие! Однако никаких изменений в устав предложено не было. Я живой свидетель истории НРУ на Черкасщине: сколько энергичных руховцев, талантливых организаторов исключены из Руха вследствие недемократичности процедур. Чего стоит процедура исключения из партии без согласия первичной ячейки. Даже в КПСС такое согласие предусматривалось. Новообразованная часть НРУ во главе с Ю.Костенко поспешно выдвинула его кандидатом в президенты. На сегодня Рух как партия попал в трагикомичную ситуацию. Есть два Руха, которые не признают друг друга, и в то же время накануне президентских выборов они, по существу, тяготеют к единственному реальному кандидату — Леониду Кучме. Рух будет поддерживать на деле левого кандидата Кучму и выступать против мифического «красного реванша». Кто сомневается в левой ориентации Леонида Даниловича, пусть ответит на вопросы: каков объем частных зарубежных инвестиций в Украину и почему западный инвестор в Украину не идет? Ведь в Украине трудолюбивые люди и труд их самый дешевый в Европе. На последнем собрании руководителей политических партий, которые будут поддерживать Л.Кучму, премьер Пустовойтенко призвал обе части Руха поддержать действующего Президента. Должен признать, что совет премьера вполне подходящий. Пока что ни рядовые руховцы, ни их электорат не могут даже под микроскопом разглядеть оппозиционность к ныне действующему Президенту обеих частей Руха.

У меня создалось впечатление, что «костенковцы» не думали преодолевать кризисные явления в партии, как это в свое время задекларировали. Оба Руха оказались абсолютно одинаковыми.

Что, на мой взгляд, можно было бы сделать для преодоления кризиса не только в Рухе, но и в других партиях? Половину депутатов ВР мы уже избираем по спискам политических партий, но до сих пор деятельность партий как субъектов избирательного права не определена законодательством. В законе о партиях обязательно должно быть предусмотрено финансирование партий, являющихся парламентскими. Иначе, и это показывает опыт, политические партии становятся под патронат узурпаторов государственных финансов. Политические партии в Минюсте должны регистрироваться не только на основе их программ, но и уставов. Партийные уставы, нарушающие основные конституционные права граждан, должны быть подкорректированы. Участие в политических партиях должно поощряться государством, поскольку такое участие является основой развития политической системы государства. Не вижу никаких оснований допускать в партийных уставах процедуру исключения из партийных рядов.

По моему мнению, государство должно выступить катализатором политической структуризации общества, которая, по сути, является приводным механизмом эффективной политической власти в государстве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать