Перейти к основному содержанию

Каждый народ отвечает за свою власть,

потому что он сам выбирает ее
04 августа, 00:00

Кто бы и как бы ни относился к войне в Югославии, все вздохнули с облегчением, когда она закончилась. Исключение составили разве что Воислав Шешель и его сторонники. Подводить ее итоги рано, но один аспект рассмотреть уже можно. Состоит он в следующем: с кем воевал Альянс?

Сами руководители НАТО упорно твердили, что они воюют не с сербским народом, а с Милошевичем. Даже совсем молоденькие натовцы Александр Квасьневский и Бронислав Геремек, как пишет Андрей Рыбалт с Польского радио («День» 19.05.99), «неоднократно указывали, что авиаудары направлены не против сербского народа, а против лидера Югославии» . Но и другая сторона — сербы — тоже считает, что какие-либо претензии у НАТО могут быть разве что к Милошевичу, но никак не к ним. Вот выдержка из письма сербской женщины, опубликованного в московской «Независимой газете» (далее — «НГ») 15.05.99: «Я хотела бы объяснить тому, кто делает компьютерные планы бомбардировок, что это страна не одного Милошевича. Черный кружок, что ставится на военной карте, показывая область, которая должна быть разрушена, покрывает многих невинных людей, включая детей» .

Нас пытаются убедить в том, что во всем виноват один Милошевич, а НАТО наказывало невинных сербов. Посмотрим, так ли это.

Широко известен факт: в одном только боснийском городке Сребреница было вырезано семь тысяч мусульман. Кто это сделал — Милошевич? Уже в первые дни после ввода миротворческих сил в Косово обнаружены свежие захоронения свыше десяти тысяч человек, найдены места массовых пыток албанцев, в том числе детей. В этом повинен тоже один Милошевич?

Послушаем российских и украинских защитников «безвинных» сербов. Александр Лукин, доктор политологии, научный сотрудник Центра международных исследований МГИМО МИД РФ: («НГ», 27.05.99): «Дело вовсе не в Милошевиче. Если его убьют, на смену придет другой... Что касается бегства населения из Косово, то оно, вероятно, действительно частично вызвано действиями сербов: если и не армии, то полувоенных добровольческих формирований».

Если в этнических чистках участвуют даже не военные, а добровольцы, если вы сами признаете, что дело не в Милошевиче, — исчезни он, на его место сербы изберут не лучшего, — что же вы причитаете о «невинных» сербах? Да, изначально плохих народов не бывает, но то, о чем вы сами рассказываете, говорит о том, что бывают народы, опасно больные. Опасно для окружающих и для самих себя.

К сказанному остается добавить, что, как говорит Виталий Портников («День», 7.04.99г.), «рассказы беженцев об этнических чистках в Косово появились на западных телеканалах задолго до начала натовских бомбардировок». Напомню еще свидетельство Олексы Пидлуцкого («День», 13.05.99г.) непосредственно из лагерей косовских беженцев. Одного албанца, вполне благонамеренного, никакого не террориста и не члена АОК, сербы вывели во двор собственного дома и расстреляли на глазах у жены. Другому повезло: его с семьей соседи-сербы «всего лишь» выгнали из дома, а дом подожгли. В ту ночь в селе было расстреляно 35 албанцев.

Российские и украинские СМИ о чистках и геноциде в Косово начали рассказывать уже после начала бомбардировок, создавая у телезрителей и читателей впечатление, что именно действия НАТО и спровоцировали геноцид в Косово. Не думаю даже, что в этом был злой умысел: просто, кто такие эти косовары, другое дело сербы — наши, православные, славяне.

В Косово были совершены военные преступления, преступления против человечности, вполне сопоставимые с теми, что совершали немцы во время Второй мировой войны, проводились этнические чистки (из своих домов изгнано не менее трех четвертей албанского населения).

Началось это задолго до натовских бомбардировок Югославии.

Участие в этих акциях принимали десятки тысяч сербов — военных, полицейских, добровольцев, просто соседей изгоняемых и убиваемых албанцев.

Моральную ответственность за совершенные преступления несет практически все сербское население, ибо это оно неизменно избирало на высшие посты в государстве деятелей типа Милошевича или Шешеля, поддерживало их политику, выступало против любых мер, которые могли бы разрядить напряжение в Косово.

Более чем годичные усилия контактной группы, куда входила и Россия, по урегулированию конфликта, три резолюции Совета Безопасности ООН, многомесячные переговоры в Париже и Рамбуйе с участием делегаций обеих сторон ничего не дали: албанцы предложенный проект мирного соглашения, хоть и не сразу, но подписали, сербы — отказались (теперь, после бомбардировок, они согласились практически на те же условия).

И вот при всем при том, когда Альянс, истощив терпение, 24 марта начал карательную или принуждающую к миру акцию в отношении Югославии, российская политическая элита всех мастей и большинство российских СМИ подняли истошный крик: обижают невинных сербов. К этим воплям присоединились, как обычно, с обезьяньими увертками и ужимками, «многовекторные» украинские политики и не менее «многовекторные» СМИ.

Западом, как говорят европейские интеллектуалы («День», 14.04.99), двигал и стыд за то, что Европа в свое время допустила Холокост в отношении евреев, а совсем недавно — резню на этнической почве в Хорватии и Боснии. Министр обороны Италии так говорит о боснийском уроке («НГ», 21.04.99): «Мы вмешались в ситуацию слишком поздно, когда трудности были огромными из-за возникшей ненависти (...) Из-за того, что мы не сумели вмешаться вовремя, теперь мы будем вынуждены оставаться там еще долго».

Но люди, сами не привыкшие руководствоваться подобными мотивациями в международных (и не только) делах, да еще с затаенным комплексом национальной неполноценности, никак не могут поверить, что кто-то может подобными мотивами руководствоваться.

И если бы хоть один из российских или украинских хулителей НАТО предложил альтернативу действиям Альянса. Попробуем перебрать — чисто механически — все мыслимые варианты действий мирового сообщества в сложившейся вокруг Косово ситуации.

Вариант первый — не предпринимать ничего. Абсолютно неизбежный результат: усиление резни, потоки беженцев захлестывают соседние страны, но без надежды на сколько-нибудь скорое возвращение домой. Обстановка в соседних странах дестабилизируется, возникают новые очаги конфликтов. В итоге без вмешательства НАТО дело все равно не обошлось бы, но дров было наломано неизмеримо больше.

Вариант второй — «кота Васьки» по Крылову — вновь и вновь пытаться усаживать стороны за стол переговоров, что в условиях продолжающегося геноцида становилось бы все проблематичнее. Итог — неизбежное и быстрое сползание к первому варианту.

Вариант третий — ужесточить экономические санкции в отношении Югославии. Но, чтобы образумить Милошевича и сербов, понадобилось почти три месяца беспрерывных бомбежек. Сколько для достижения того же результата должны будут длиться санкции? И что стало бы за это время с албанцами? Итог — все тот же.

Вариант четвертый — организовать силами ЦРУ и других «рыцарей плаща и кинжала» физическое устранение Милошевича. Как свидетельствуют сами друзья сербов, в существующей в стране атмосфере это привело бы к власти еще более экстремистского лидера. К тому же подобные операции еще в 70-е были законодательно запрещены Конгрессом США.

Вариант пятый тот, что состоялся.

Вариант шестой — я его не знаю, если кто-либо знает, буду благодарен за сообщение. Обличители США, НАТО и Запада в целом любят обвинять их в «двойных стандартах». Что ж, давайте вспомним, а как поступали мы, когда подвергались нападению. Самый лучший пример — это, когда плохой фюрер погнал «невинных» немцев воевать с Советским Союзом. Что делали мы — может быть, пытались разделить немецких солдат на идейных гитлеровцев и подневольно мобилизованных в армию? Да нет, били всех подряд. Или, возможно, мы сильно огорчались, когда союзная авиация (а затем и наша) сравнивала с землей немецкие города, и при этом гибли тысячи и тысячи мирных немцев — мужчин, женщин и детей?

Академик Иван Дзюба возмущается («День», 19.05.99): «Как можно ради спасения одного народа уничтожать другой?» У народа, который подвергся нападению, просто нет другого выхода — только уничтожать нападающих и тех, кто кует для них оружие.

Могут сказать, что Югославия на страны НАТО не нападала. Я хочу напомнить тем, кто забыл: в 1939 году гитлеровская Германия тоже на Англию и Францию, а тем более США, не нападала. Это они объявили войну Германии. Вообще, сценарий тех событий до мелочей напоминает нынешний, балканский, да и многие участники те же. Начиналось тоже с геноцида в отношении евреев, затем были аншлюс Австрии, расчленение и последующий захват Чехословакии. И, как и сейчас на Балканах, Европа все это терпела (под хорошо известным советским людям лозунгом: лишь бы не было войны). И, тоже как сейчас, наступил момент — нападение Гитлера на Польшу, — когда западные страны поняли: дальше отступать нельзя. Кстати, объявляя Германии войну, они тогда тоже не испросили на это мандата Лиги Наций. @TT Так что, следуя логике нынешних защитников сербов, следовало Англию, Францию, США объявить агрессорами. А что, и объявили. Устами Вячеслава Молотова, Председателя Совнаркома СССР, было заявлено: «Не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война «за уничтожение гитлеризма», прикрываясь фальшивым флагом борьбы за «демократию». Вам это ничего не напоминает?

Прошло 60 лет. Духовные наследники Молотова ничего из его арсенала не забыли и ничему не научились.

Подведем итоги. Народы, как известно, имеют таких правителей, каких заслуживают: они их выбирают, они их терпят. И, соответственно, отвечают за их действия, а за безрассудные и преступные, приводящие к военным конфликтам, — тем более. Ибо противной стороне в этих случаях отделять овец от козлищ затруднительно. А бездействовать — смерти подобно.

И потому можно еще посочувствовать не слишком просвещенным иракцам, которых бросает из конфликта в конфликт безжалостный и совершенно бесконтрольный диктатор. Но сербы — народ европейский, вполне сознательно приведший к власти клику Милошевича — Шешеля, — точно так же, как когда-то немцы привели к власти гитлеровскую клику.

Другое дело, что теперь, когда расправы над косоварами остановлены, нельзя допустить мести с их стороны гражданскому сербскому населению. А военных преступников, непосредственно виновных в актах геноцида, судить надо.

НАТО незачем было лицемерить, что они воюют не с сербами, а только с Милошевичем. Значение проведенной в Югославии акции намного возрастет, если будет четко заявлено: народ, чьими руками и при чьей поддержке правители совершают преступление в отношении другого народа, не может рассчитывать на собственную безопасность.

А народам России и Украины тоже придется ответить за односторонне просербскую, в одном случае, и нелепую «многовекторную», в другом, позицию своих правителей и СМИ в косовском конфликте. Это не обязательно будут бомбы на наши головы. Что будет наверняка, так это еще большее замедление темпов продвижения наших стран в Европу, да просто в цивилизованное состояние. В Польше, например, как известно, существовал консенсус относительно вхождения страны в европейские структуры, и она в них успешно входит. В Украине и без того были сильны антизападные настроения. Сейчас же после мутного потока антинатовских, антиамериканских инвектив со стороны многих наших политиков и СМИ в связи с событиями на Балканах мы имеем почти консенсус в антизападных настроениях. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с результатами соответствующих социологических опросов, публикуемых в «Дне». С такими настроениями нам еще долго пребывать в Евразии.

И в Украине, и в России вскоре предстоят общенациональные выборы. Кого выберем — за действия (или бездействие) тех и будем отвечать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать