Перейти к основному содержанию

Германия приняла 50 тыс. украинских евреев

31 июля, 00:00
Недавно, проходя в Киеве по улице Володарского мимо посольства Германии, я обратил внимание на большую очередь. Как и положено, люди составляли списки, некоторые пытались протолкнуться вперед, их вытаскивали и ставили на место. «Наверное, за немецким пивом или за сосисками» — первое, что пришло на ум, но, на всякий случай, поинтересовался, кто крайний и за чем стоит народ? «Мы беженцы-евреи, стоим за анкетами на выезд в Германию, будете 217-ым. В день дают по сто анкет, так что за два-три дня очередь подойдет», — подробно объяснил упитанный гражданин средних лет, явно не похожий на беженца. Во всяком случае, у него не было таких обязательных атрибутов, как потрепанное одеяло и битый чайник в руках. Да и другие граждане в очереди были прилично одеты и вовсе не походили на тех беженцев, которых мы привыкли видеть на экране телевизора. Толпа продолжала шуметь и волноваться, а я старался понять, почему в Украине, где, слава Богу, не ведутся военные действия, вдруг появились беженцы-евреи и от кого они бегут? Через некоторое время из разговора с окружающими выяснилось, что многие здесь присутствующие не евреи и хотят выехать в Германию с помощью фиктивных браков. Цена такой услуги весьма высокая — $ 6—8 тыс. но, судя по всему, в желающих недостатка нет. Недавно я участвовал в съезде еврейских организаций Украины, который проходил в Киеве. Почти все выступающие из разных регионов отмечали доброжелательное отношение и посильную помощь со стороны местных административных властей. Открыты синагоги, созданы общинные культурные центры, выпускается много еврейских газет, работают еврейские школы и курсы по изучению языка иврит. Не существует какого-либо национального притеснения евреев. Вполне понятно, почему евреи, греки, грузины и люди других национальностей хотят вернуться на свою историческую родину. Но эмиграция евреев- «беженцев» из Украины в Германию носит явно надуманный характер. Это наносит значительный и моральный, и материальный ущерб и бросает тень на Украину как правовое демократическое государство. Поэтому представление на улице Володарского далеко не бесплатное, и платит за него Украина.

Консул Германии в Украине Оливер ШНАКЕНБЕРГ так прокомментировал «Дню» ситуацию вокруг выезда евреев:

— Эмиграция лиц еврейского происхождения началась в 1991 году благодаря соглашению федерального канцлера Коля и тогдашнего президента Центрального совета евреев Германии господина Галинского. Приток эмигрантов из бывшего Союза был задуман, во-первых, для пополнения еврейских общин в Германии. Во-вторых, тем самым Германия отреагировала на дискриминацию лиц еврейского происхождения в государствах бывшего СССР. Однако сейчас ситуация в постсоветских государствах улучшилась, и мотив дискриминации уже практически отсутствует. Но еврейские общины в Германии по-прежнему заинтересованы в том, чтобы к ним присоединялись их братья по крови. Евреи выезжают в основном семьями. Среди них есть и молодые люди, благодаря которым еврейские общины омолаживаются.

— Очевидно, Германия, чувствуя свою вину перед евреями, не могла отказать в такой просьбе еврейской общины?

— Федеральный канцлер учитывал историческое прошлое. И сейчас Германия принимает евреев, говоря «добро пожаловать!», обеспечивая им безбедное существование. Мы, конечно, признаем право каждого человека проживать там, где он хочет. И приветствуем стремление евреев переселиться в Германию.

— Сколько евреев может ежегодно принимать Германия?

— Узаконенной квоты не существует. Все зависит от возможностей федеральных земель, которые в совокупности могут принять около 10—12 тысяч в год. Распределение по землям проходит после проверки в Немецком посольстве и отправки документов в Германию. Мы, в принципе, признаем только старые документы — новые не принимаются, потому что существует опасность фальсификации. Известно, что есть криминальные организации, которые могут заниматься подделкой документов.

— Если у человека все в порядке с документами, существует ли стопроцентная гарантия, что он выедет?

— Если заявитель имеет подлинные документы и принадлежит к кругу лиц, имеющих право на эмиграцию, то воспрепятствовать его выезду могут только особые причины. Любое государство, разрешающее эмиграцию, имеет право отклонить въезд лиц, которые представляют опасность для государства и общества. Например, может быть отказано лицам, принимавшим участие в акциях преследования, репрессиях в советское время.

— В письме написано о евреях-«беженцах». Действительно ли этим людям дан в Германии такой статус?

— «Беженец» — не совсем удачное определение. Но это слово было выбрано, потому что для еврейской эмиграции нет непосредственно применимой к этой программе законной основы. А такую нужно иметь под любую акцию в Германии — правовом государстве. Закон об иностранцах в данном случае не подходил, потому что евреи могут сразу же уезжать на ПМЖ в Германию. Закон о предоставлении политического убежища тоже не годился, потому что евреи были не обязательно преследуемыми. В конце концов к лицам еврейской национальности решили применить закон о беженцах, которые принимаются в рамках гуманитарных акций. Хотя они, конечно же, беженцами не являются. Это только правовая основа. Мы рассматриваем еврейских иммигрантов не как беженцев, а как лиц, выезжающих из Украины в Германию на постоянное место жительства и укрепляющих еврейские общины в Германии.

— Располагаете ли вы данными, сколько неевреев под видом евреев выезжает в Германию?

— Такой статистики нет. Конечно, бывают случаи, когда документы уже живущих в Германии людей оказываются фальшивыми. Тогда возбуждается уголовное дело, и такие эмигранты могут быть депортированы в страну, из которой приехали. Но это не главное. Может быть, основной проблемой является то, что многие еврейские иммигранты не становятся членами еврейских общин в Германии. Ведь никто не может их заставить вступить в еврейскую общину. Вот почему количество выезжающих в Германию превышает количество пополнивших еврейские общины. Но, возможно, эти люди в будущем вольются в еврейские общины. Может быть, второе поколение эмигрантов будет более активным.

В. КАМЕНЕЦКИЙ Харьков

— Как евреи интегрируются в жизнь Германии? Есть ли у них проблемы с языком, трудоустройством?

— Все зависит от личных качеств каждого выезжающего. Во- первых, лучшие предпосылки имеют, конечно, говорящие на немецком языке. Во-вторых, люди с необходимой для немецкого рынка профессией интегрируются быстрее. Как правило, каждый выезжающий имеет право сразу же работать в Германии. Для эмигрантов есть целый ряд курсов — языковые и по переквалификации. Кроме того, о переселенцах заботятся и еврейские общины. Таким образом для тех лиц, которые становятся их членами, интеграция проходит легче, они пользуются также социальной, психологической поддержкой общины.

— Каков размер денежного пособия для переселенцев?

— Они получают соразмерную финансовую и социальную помощь для интегрирования в Германию.

— Не кажется ли вам, что эта эмиграция носит скорее экономический характер?

— Конечно, мы осознаем: многие люди выезжают по экономическим причинам. Но федеральное правительство вместе с еврейскими общинами осознанно приняло решение, что Германия не хочет проверять мотивы эмиграции. Речь идет о добровольном решении и о том, что рано или поздно переселенцы будут участвовать в жизни еврейских общин.

— Сколько украинских евреев уже живет в Германии?

— С 91-го из Украины ежегодно выезжает по 6-7 тысяч. Но в это число включаются также члены семей нееврейского происхождения.

— А есть ли проблемы с выездом у смешанных семей?

— Если брак существует уже долгое время до подачи заявления, то проблем не возникает. Особое внимание уделяется тем семьям, которые заключили брак незадолго до выезда. В этом случае мы оставляем за собой право проверять мотивы заключения таких браков. Мои коллеги, которые проводят длительные интервью с членами семей, могут рассказать очень интересные истории из жизни желающих покинуть Украину.

— Есть ли случаи возвращения евреев назад в Украину?

— Да. Мы не знаем сколько, но они есть. Люди возвращаются добровольно — из-за того, что не очень хорошо себя чувствуют на новом месте, не могут интегрироваться в общество. Может быть, это происходит из-за того, что люди перед отъездом не имели реального представления о жизни в Германии. Они думали, что это страна-сказка. И потом эти люди разочаровываются, удивляются тому, что в Германии тоже есть проблемы, что не все так просто, не все бесплатно.

— Когда эмигранты из Украины получают немецкое гражданство?

— Сразу же по приезде в Германию им выдают бессрочный вид на жительство. Немецкое гражданство они получают на законных основаниях — единых для всех. Это может произойти через восемь лет.

— В Германии немцев умирает больше, чем рождается. В то же время ни у еврейской, ни у турецкой общин проблем с рождаемостью не возникает. Не может ли еврейская и турецкая эмиграции постепенно привести к тому, что в Германии процент немцев станет ниже?

— Я не думаю, что это произойдет так быстро. В Германии нет закона об иммиграции, а есть отдельные положения для тех или иных лиц. И 10—12 тысяч еврейских иммигрантов, которые каждый год приезжают в Германию, — это капля в море по сравнению с 80-миллионным населением страны. Иностранцев же у нас около 6 миллионов. Так что опасности нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать